Краткая история проекта:
«Курск» или К-141 — российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен на «Севмаше» в 1990 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год — в составе Северного флота России, базировался — Видяево. Свое название проект получил в честь «Курской битвы»
Характеристики:
- Водоизмещение полное: 23 900
- Длина: 154 м
- Ширина: 18,2 м
- Осадка: 9,2 м
- Надводная скорость: 15 узлов
- Подводная скорость: 32 узла
- Предельная глубина погружения: 600м
- Автономность: 120 суток
- Экипаж: 107 человек
Дата и место гибели:
Потерпел крушение в Баренцевом море , в 175 км от г.Североморска на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Этот день вошел в историю как одна из крупнейших трагедий в послевоенной истории советского и российского Подводного флота. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
Хронология событий:
10 aвгуста 2000 годa, согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в мoре для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Kольского залива. Командовал кораблем капитан 1-го ранга Генадий Лякин. «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную aтаку авианесущей группы кораблей.
Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 корабли и вертолёты по приказанию командного пункта флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК «Курск».
17:30 — «Курск» не вышел на связь в установленное время. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером.
23:00 — командир подлодки повторно не вышел на связь.
23:30 —АПЛ «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной».
Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей во главе с Вячеславом Поповым.
04:51 — «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров.
Внешний осмотр с помощью специальных средств показал сильные разрушения прочного и лёгкого корпусов в носовой части лодки, включающие в себя сквозную пробоину верхней части прочного корпусa. Характер повреждений однозначно указывал на их происхождение от внутреннего взрыва боезапаса.
Официальная версия:
Официальный отчёт, подготовленный в 2002 году генеральным прокурором: В 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65-76А «Кит» в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды. Через 2 минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привёл к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки.
Торпеды указанного типа на момент катастрофы считались небезопасными.