Нитка маршрута: Владикавказ (машина на стоянку) – Степанцминда — Жинвали — Шатили (и окрестности) — Тианети — Ахмета — Пшавели — Омало ( и окрестности) — Телави — Тбилиси — Гори — Чиатура — Шаорское водохранилище — Лентехи — Ушгули — Лентехи — Амбралаури — Зестофани — Душети — Ананури — Степанцминда — Владикавказ
Трек с подробностями (ссылка)
Я была во многих странах, на разных континентах. И совсем неожиданно было найти такую интересную страну прямо рядом. Это как из года в год здороваться с соседями по даче, а потом однажды зайти к ним в гости и сильно удивиться. Тем, кому много букв, сразу отвечу, чем же так Грузия интересна: природа, люди, еда, вино.
День 1, 05 августа. Москва -Армавир
Погрузили квадрик в Андрееву Toyota Tundra, а мой мотик подвесили сзади.
Впереди, скучная, до зубов навязшая М4.
“Как раньше люди жили без интернета?”, — об этом я думала, подбирая гостишку в Букинге, прямо по ходу движения.
Ночуем в Армавире.
06 августа Армавир-Владикавказ
Утренняя прогулка по Армавиру, это мы хотели с набережной на реку Кубань посмотреть. Хрен там, одни промзоны. Но был прикольный диалог у частного магазинчика. Идет разгрузка Газели:
- Ты зачем пиво Дон привез?
- А чего не так?
- Я же сказала, пиво с сиськами привези.
По дороге в Пятигорске заглянули к тому самому Провалу, где Остап Бендер билеты продавал.
Приехали во Владикавказ засветло и не смотря на то, что до границы тут 30 км сегодня мы туда не попадаем. Чудесный режим работы погранперехода в Верхнем Ларсе до 18-00 налагает некоторые ограничения на перемещение. Заехали на стоянку, заранее пойманную на просторах интернета. 50 р в день, но далековато гостиницы. В итоге, за те же 50 р оставили машину на стоянке гостиницы. Созвонились с Сашей, а он тоже привез мотоцикл на машине, которую оставил в Пятигорске, и договорились на 7 утра о встрече. К старту готовы: все разгрузили, скомпоновали.
Делать нечего, пошли гулять по Владикавказу. Город большой и какой-то весь милитаризированный. Много людей в форме, патрули. При покупке пива нам девочка-продавщица сразу предложила черный пакетик. Объяснила, что за бутылку в руках примут моментом. И добавила, что и без бутылки вполне запросто могут принять.
07 августа Владикавказ-Шатили
Стоим на выезде из города, ждем Сашу. Мимо едут асфальтовые мототуристы, одна группа, другая. Останавливаются. У них всех схема маршрута, как извилина от фуражки : Тбилиси-Батуми.
Впереди погранпереход и очередь к нему. Здесь новая власть недавно полностью поменяла весь состав работающих и попыталась навести порядок. В первую очередь была отделена бетонными блоками встречная полоса. Теперь те, кому ну Очень надо, не залезут. Саша попробовал и был быстро пойман мигалкой. Это ему встало в 2000р и в прикольный диалог с гаишником. Гаишник ему: “Ты меня подставить хочешь, ты из ФСБ”. Саша: — “Ты мою фамилию посмотри, с такой в ФСБ не работают”.
А мы на встречку и не сунулись, зачем? Междурядье наше все. Даже квадр там пролезал. Для справки, тем кто будет возмущен нашей наглостью. По международной конвенции дорожного движения мотоциклист, катящий мотоцикл, приравнивается к пешеходу. А для пешеходов условия перехода границы другие, нежели чем для автомобилей. Мы, конечно, ничего не катили, но могли бы, если что.
Быстро прошли границы. Минут за 30 обе. Ничего, кроме загранпаспорта, прав и документов на мотики не нужно. Даже квадрику прокатило его свидетельство снегоболотохода, но он с номером и ОСАГО. А у Андрея еще были права тракториста-машиниста категории А1, вместо которых грузины попросили обычные, так как в этих было много не понятного для их базы данных. Объехали сотни машин, которым тут в лучшем случае часов пять стоять. И, кстати, часто сами погранцы показывали нам, чтоб объезжали.
Поднялись в Степанцминде к храму с видом на Казбек. Красиво, но не люблю толпы. Перекусили в одной из 100-ни кафешек и поехали подальше от развитого туризма курсом в горы, в Шатили, попутно искупавшись у крепости Ананури.
Дальше от Жинвали дорога пошла из серии: «как мы любим». Каменная полка, шириной в одну, полторы машину. С одной стороны пропасть, с другой скала.
Через 100-200 метров карманчики для разъезда со встречкой. И все это в сплошном серпантине и закрытых поворотах. И да, конечно это не асфальт. Камни разного размера, натеки грунта, ручьи, текущие прямо через дорогу и даже водопадики.
Подбой на камне, дальше сыпуха и… контроль на мотиком поймала за 2 метра до обрыва. А там, ну конечно просто пропасть. Не особо выдающаяся, метров 100. Потом в голове крутилось – «разбежавшись, прыгну со скалы». Останавливаемся у родничка, а они почти все в граните с подписями, в память кого-то тут погибшего, и узнаю, что Саша выполнил почти такой же номер, на метр меня переплюнув..
В полной темноте в Шатили заселились в гестхаузе в старинном доме. 50 лари (примерно 1500р) с человека с ужином и завтраком. Вид с балкона, просто ах. Прохладно и внизу шумит речка. Кормежка на убой: хачапури, хинкали, овощи и сыыыыр. Ах, ну да, еще и вино. Мы, пожалуй, за всю поездку только 2 раза невкусное разливное вино пробовали, а все остальное – прелесть. А бутылочное фирменное, вообще, нет слов.
08 августа Шатили-Жинвальское водохранилище
Скинули вещи под стеной гестхауза и поехали кататься по окрестностям налегке. Едем дальше Шатили на Ардоти мимо Муцо. В Муцо больше башен закрытых, не то, что в Шатили, где даже утварь сохранилась, причем не как музей, а в моем любимом формате — заброшки. Поднимаемся в Ардоти к башне и видим постапокалиптическую картинку. В фюзеляже простреленного вертолета с эмблемой Ичкерии пастухи сделали домик. Люки пошли на двери для загонов. Идем дальше к башне, в которой, ого, солнечные батареи. Поднимаемся. Внутри дворика сидит кучка людей вокруг мужика, который что-то эмоционально говорит. На нас ноль эмоций. Ну, точно секта или база боевиков. Подробности мы не стали выяснять и по-быстрому смотались.
Забрали вещи и на берегу речки с видом на башни устроили перекус с сыром, хлебом и вином.
По пути встретили семейную пару итальянских мототуристов. У них беда, на скользком натеке грунта водитель не удержал мотоцикл, и пассажирка сломала ногу. Но скорая уже тут и мы помочь ничем не можем.
Прошли перевал. По времени понимаем, что в нужном нам направлении, а оно совсем не туристическое, с жильем облом. Можно встать на берегу речки, как и в большинстве ущелий, где мы и потом ездили.
А я вспомнила, что по дороге туда, приметила грунтовочку к берегу Жинвальского водохранилища. А так, к нему запросто не подъедешь — везде обрыв.
Место на миллион. Голубая вода, песочек, разнотравье, ежевика. Дорога основная далеко и высоко.
Единственный раз все поездку ночевали на воздухе, ибо кое-кто поднывал, что слишком много жизни провел в палатках.
Мужики палатки ставить поленились, не то, что я. Просто расстелили коврики, спальники. Смотрели в звездное небо и считали падающие звезды.
Всю ночь кто-то шуршал по кустам, громыхал брошенным тут мусором. Мусора было не так чтоб много, но убрать пришлось. Кстати, о мусоре. Это единственное, что мне не понравилось в Грузии. Он есть, но с Тунисом/Марокко не сравнить.
И, конечно, ночью пошел дождь. Я уползла в палатку, а мужчины начали судорожно ставить свои домики и собирать в них вещи.
09 августа Жинвальское водохранилище — Омало
Утра солнечное. Вода для купания восхитительная. На горелке сделали чай и кашу и дополнили все это сыром, который соленый, твердый и не портится без холодильника неделями.
Утренний выезд в горку оказался веселым. Мой КТМ на кроссовой задней резине и с тяговыми звездами 15/48 выгреб, а Сашиному на дорожной резине и с шоссейными звездами 16/45 понадобилась помощь.
Дело в том, что трава была еще сырая и грунт скользкий. Тащили мы его втроем и радовались, что это всего лишь 690-й, пусть и утяжеленный мордой от 990-го и дополнительными топливными баками. Про квадрик ничего писать не буду, включив пониженную и все блокировки, Андрей, зеваючи выехал.
Следующая цель — Омало. Туда дорога через перевал от Пшавели. А наш путь к Пшавели по срезке через Тианети — Ахмета.
Все эти дороги — грунтовки, но, похоже, что скоро часть будет асфальтирована.
Тут у нас потерялся Андрей. Он поехал не по логике, а по навигатору, который и привел его к срезке.
По ней, срезав серпантин, он выехал впереди нас, а мы его продолжали ждать сзади. Полчаса искали друг-друга.
Жара побеждает голод и во,т мы тормозим у грузин, копошащихся под капотом автомобиля, для одного лишь вопроса — где можно поесть. Выслушиваем полную аудио-экскурсию по всем кафе и столовым Ахмети.
На совете посетить их все и сравнить цены, в полуобморочном состоянии прерываем гида, прощаемся и крутим газ чтоб хоть чуть-чуть сбить температуру под защитой. Тормозим, по совету гида, у гостиницы, сбрасываем одежду и в шортах бежим под вентилятор в кафе. Кафе модное, по меркам Грузии — чисто, красиво, белые скатерти и как обычно — никого… Далее начинается гастрономическое безумие, минус 2 часа из графика, и вино в дорогу в таре из-под чего нашлось.
Приехали в Омало опять по темноте. И уже в ночи заселились в огромном комплексе недостроенного и уже успевшего обветшать турцентра. Дорого, но сил выбирать не было. 75 лари с человека с ужином и завтраком. Причем кроватей в номере было всего две, но за место на полу для третьего все равно потребовали 75.
Рядом праздник – одни мужчины, разных национальностей, связанные общим грузинским бизнесом. Нас сразу позвали к столу и очень позитивно рассказывали о себе, своих взглядах на политику и отношение к людям. У нас бы уже давно рвали тельники на груди и кидались в друг-друга дерьмом политтехнологов под такие разговоры. А тут — все за мир и дружбу.
Еле ушли из-за стола, чудом не утонув в потоках чачи. Ограничились вином. Все больше горжусь своими коллегами по путешествию. Вот это сила воли))
10 августа Омало — Телави
Утром оставили вещи и налегке поехали по окрестностям Омало. Подробно писать специально не буду. Туда надо просто приехать. Там еще живописнее, чем в Шатили. И вариантов куда сгонять больше.
В Дартло в ресторанчике подкрепились очередной порцией грузинских вкусняшек. Обратно дорога через брод.
Он не глубокий, но с течением и камнями. Туда-то я проехала, немного испугавшись. Стремно, когда у тебя хоть и длинные красивые ноги, но рост небольшой, а мотоцикл реально высокий.
Скользкий камень и все, ногой мотоцикл не удержишь, а в таком напоре воды это гарантированный утопленник.
Тут я включила «девочку» и на мотоцикле за меня переехал Саша. А меня квадрик перевез на тот берег.
По дороге мной была сделана попытка пройти короткой дорогой Атскури-Тетри Тсклеби, она оказалась такая, мечта квадрика.
Но я все никак не могла повернуть обратно, ведь во мне проснулся offroadpeople (есть у нас такая команда мотопутешественников, с лозунгом “бессмысленно и беспощадно”, в которой я со дня основания).
Чуть не поругались. Однако, здравый смысл мне не чужд, да и стемнело уже.
Так что мы повернули обратно и неподалеку остановились в гостинице в Телави. Опять еда потрясающая и вино.
11 августа Телави — Тбилиси
Утром пошли в обменники, а заодно прогулялись по старому городу. Симпатично.тарый Тбилиси
Въезжаем в Тбилиси. Здесь останемся на ночевку. Погуляем по городу. Полдень. +38, а как хорошо было в горах, где 22 градуса, а ночами и вовсе 10.
Срочно нужна сиеста. Вот и наша гостишка.
Снимаю мотоботы, а они у меня кроссовые высшей степени защиты — Gaerne 10, и понимаю, что для педикюра «ступни младенца» уже все готово.
Красота. Старое и новое. Канатная дорога на обзорную площадку и к замку.
Кафешки.
Зашли в серные бани. Тут огромный комплекс серных бань. Есть и маленькие ванночки на 2-3 человека, а есть и колхозные. Вода теплая минеральная. Зимой бы сюда.
12 августа Тбилиси — Шаорское водохранилище
Сегодня Саша нас покидает. Ему пора на работу. Мы едем в Сванетию, а он во Владикавказ.
На прощание он нас провел интереснейшей, разумеется «короткой дорогой” (по большой части грунтовой), поворто у орла не доезжая Манглеси.
На перевале мемориал со стилизованными мечами, воткнутыми в землю и часовня. Доброжелательные, нарядно одетые монахи рассказали, что сегодня праздник в честь победы над захватчиками- турками. Дальше была площадка, где и происходил праздник.
________
Андрей:
Грузины какие-то разные. Типично носатых встретить — большая редкость. Если брать толпу людей в Грузии то ее не отличить от толпы в Москве. Может это из-за смешивания национальностей при СССР… Там из старшего поколения кого не спроси у всех завязки на Россию. Кто служил, кто учился, у кого точка на рынке в Москве была, у кого дети живут.
К войне разное отношение. Кто ненавидит Путина, кто Саакашвили. Большинство и того, и этого. НО! Никогда, даже тот, кто прошел две войны с автоматом в руках, не дал нам ни малейшего повода переживать о том, что нам здесь не рады. Наоборот, все искренне радовались, что мы из Москвы. Всё как один говорили, что русские и грузины обязаны дружить.
Конечно, там есть радикалы, но мы не видели ни одного. Проезжая деревни в нас никто не кидал камни, а только махали руками и улыбались.
Такого дружелюбия я нигде не видел.
Остановились у шумной бухающей компании, очень надо было в реку залезть — остыть. К нам выдвинулся делегат. Русские? Да. И через минуту мы уже были за столом с бокалами в руках. 6 человек, по-русски говорит один. Просили остаться на ночь, обещали шашлык, чачу :))) Еле отбрехались, мол друзья ждут, спешить надо.
В общем, если кто опасался национального вопроса и из-за этого не хотел ехать в Грузию — не придумывайте. Эта проблема из телевизора, по факту ее нет.
________
Тени на парковке музея Уплисцехе нет. Мы переглянулись и оставили восприятие перегретых на солнце культурных ценностей на следующий раз.
И тут пришел стук. Застучал мотор моего КТМ. Через деревянную палочку слышно, что стучит в головке. В памяти всплывают обрывки инфы, что у какой-то партии мотоциклов игольчатые подшипники рокеров были тогос, с брачком. Но, блин, у меня пробег всего 9500км. В голове крутится мысль — “говно оранжевое”, но вслух я ее не произношу.
Смс друзьям и вывод, — 1000 км, по-идее, проехать можно, но рискованно. Лучше меньше. А то, если там клина чего словит, эвакуация будет очень сложной. Закинуть в грузовик? Он таможню несколько дней проходить будет. И хозяин мото при этом должен быть. Или доверенности, но обратный вывоз при прохождении мной границы должен быть. Взять на буксир за квадриком — не вариант, да и нельзя. Погрузить на квадр частичной погрузкой. Можно, но гиморно. В грустных мыслях едем в сторону Сванетии.
Немного автобана и мы сворачиваем в Агаре направо. Высоты еще нет, дорожки петляют между пастбищ и виноградников. Проходим в паре километров от Южной Осетии.
Чиатура мрачный шахтерский город, с кварталами, прилепленными на верху ущелья, в которые идут канатные дороги. Поесть в ней мы не смогли – какие-то маленькие душные кафешки и без уличных столов. Поехали жесткими грунтовыми срезками в направлении Лентехи. Стук в моторе усиливается. Печаль.
Остановились у Шаорского водохранилища в кафе, где на вопрос, можно у вас перекусить, а то мы так устали, что аж переночевать негде, нам выделили помещение с адским вентилятором. Ну, лучше грохот древнего агрегата, чем липкий воздух. Хозяин показывал фото из альбома. Рассказал, что у него брата убили в Москве, который был специалистом по литью бетона в скользящую опалубку и работал на стройке. А сам он торговал фруктами на рынке в нашей столице. Случайно среди фото попалась, где хозяин с РП 7.62. Ну да, Осетия-то рядом, а война была меньше 10-ти лет назад. И весь вечер его сын играл на аккордеоне грузинские напевы. Просто для себя, но как это было прекрасно.
________
Андрей:
Если народ в Грузии добрый, то собаки обычные — всё что перемещается быстрее, чем человек, идущий пешком, надо обязательно облаять и попытаться сожрать. Особенно не приятно когда это пытаются сделать кавказские овчарки.
Трек с подробностям - https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1YxLU03ehMO3cMLgCxteqNC9Ugmk
Продолжение следует…
https://zen.yandex.ru/media/id/5e9f53103ea0b71cd1a2b6f2/gruziia--neojidannaia-i-prekrasnaia-s-trekom-i-podrobnostiami-chast-vtoraia-5f12262e31b65a37297a2e73