Эти женщины смотрели на мир только одним глазом, но только это и дарило им относительную свободу.
Мусульмане попали в Южную Америку и в частности в Перу, спасаясь от испанской инквизиции. Беженцы прибывали в страну несколькими волнами. Но и в Перу им пришлось не сладко из-за начавшейся христианизации Южной Америки. Десятилетиями мусульманам приходилось скрывать свои религиозные взгляды. Приходилось даже становиться криптомусульманами, то есть люди объявляли себя христианами, а втайне исповедовали ислам.
Ислам, как религия не присутствовал в Перу вплоть до середины 20 века. Ислам то не присутствовал, но традиции – штука сильная. В частности, традиция носить хиджаб доказала особую живучесть. Не только мусульманки, но и многие женщины христианского населения в Перу переняли эту традицию.
Хиджаб в переводе с арабского – преграда, завеса. Ношение хиджаба – особого платка или специальной материи предназначенной для сокрытия лица имеет доисламское происхождение. Но и в Коране вполне определённо сказано:
О Пророк! Скажи твои жёнам, дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они туго затягивали свои покрывала. Так их будут лучше отличать от других женщин и не подвергнут оскорблениям. Аллах - прощающий, милосердный.
Женщины Лимы (столица Перу) нашли хиджаб весьма полезным изобретением. Особенно эта традиция пришлась по сердцу красавицам высокого происхождения.
Сая-и-манто – особая женская одежда. Женщина одевала юбку, туго обхватывающую талию. Юбка приподнималась, так, что виднелись лодыжки. На уровне талии к юбке крепилась плотная вуаль (манто). Через голову сзади эта плотная вуаль одевалась на плечи и закрывала голову и лицо. Натягивалась плотно. Оставался свободным лишь маленький треугольник, через который виден был всего один женский глаз.
Перуанский фольклорист Рикардо Пальма сообщает, что в таком виде
Одна лименья похожа на другую, как две капли росы!
Сая-и-манто закрывала женщинам лица, но дарила свободу. Выйдя из дома, женщина становилась неузнаваемой. Даже собственный муж не мог бы отличить её на улице города от прочих красоток, которые лёгким грациозным шагом, постукивая каблучками спешили куда-то мимо.
Лас Тападас Лименьяс – так называли этих сильных эмансипированных женщин, которые смотрели на мир только одним глазом, но, благодаря этому свободы у них было больше.
Разумеется, мужчинам всё это не нравилось. Против сая-и-манто выступала церковь и другие учреждения. Под предлогом того, что совершилась серия таинственных преступлений с участием женских фигур, сая-и-манто правительство решило запретить.
НО! Тот же Рикардо Пальма пишет, что
Принятие законов о женских вещах требует больше силы, чем нападение на баррикаду!
Принять то приняли, но вот внедрить в жизнь так и не получилось.
Женщины Лимы не устраивали митингов и протестов. Они просто на 24 часа перестали выполнять женскую работу. Этого оказалось достаточно, чтобы мир погрузился в хаос и полную анархию.
Как им это удалось? Непонятно. Ведь о сотовой связи и соц сетях тогда и слыхом не слыхивали. (Закон 1561 года!) Остаётся преклониться перед такой сплочённостью.
Своей цели Лас Тападас Лименьяс добились, как и своего права носить ту одежду, какую они хотели, и ту свободу, которой они дорожили. Только в конце 19 века саю-и-манто заменила новая мода из Европы.
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!