Найти в Дзене
РБК Тренды

Чем опасен чип в мозге? Разбираем эпизод сериала «Черное зеркало»

Оглавление

РБК Тренды разбирают британский сериал «Черное зеркало». Мы анализируем технологии, показанные в шоу, и сравниваем их с сегодняшними аналогами. Ищем закономерности и пытаемся понять: действительно ли в «Черном зеркале» отражается наше будущего?

Эпизод «Игровой тест»

Главный герой оказался без денег во время путешествия. Чтобы заработать на обратную дорогу, он соглашается поучаствовать в тестировании новой игровой системы дополненной реальности. Система анализирует страхи испытателя. Герою вживляют чип, привозят в заброшенный особняк и оставляют наушник для связи.

Тест начинается: система создает в воображении героя монстров, которые предположительно окажутся наиболее страшными. В отличие от рисованных персонажей в классических компьютерных играх, монстры в «Игровом тесте» словно настоящие: вплоть до того, что если вовремя не спрятаться, будет больно. Когда герой хочет прекратить тестирование, ему приходится добраться до «точки доступа».

Чтобы не портить удовольствие от просмотра сериала, не буду рассказывать концовку, а лучше сосредоточусь на технологиях. Полное описание серии можно почитать тут.

Стоп-слово

Чип, который управляет сознанием человека, на сегодня остается вымышленной технологией. Наиболее близким по смыслу изобретением можно назвать VR. Но в отличие от чипа, VR не может подключаться к органам зрения и слуха, воздействовать на нейроны и транслировать информацию прямо в головной мозг. И главное: VR этичнее.

Вживленный чип не предполагает возможность отказаться от участия в игре, а шлем виртуальной реальности можно снять когда угодно. Эпизод «Игровой тест» демонстрирует ситуацию, когда игрок получает откровенно травмирующий опыт и ничего не может с этим поделать.

Фото: Netflix
Фото: Netflix

Человеческая нейросеть и комната страха 2.0

В современных компьютерных играх существует множество инструментов, призванных поддерживать интерес игрока. Например, если игрок не справляется с количеством монстров, игра может автоматически снижать сложность — но ровно настолько, чтобы игрок справился. В сериале, чипу не нужно использовать творческие приёмы. Достаточно всего лишь получить доступ к человеческой нейросети.

Захватывающая компьютерная игра может «продержать» человека за компьютером до утра. Чип из «Черного зеркала» проворачивает 40-минутные события перед глазами героя за 0,4 секунды: игрок не знает, когда именно вошел в этот парк аттракционов и сколько в нем пробыл.

Что-то подобное было в «Матрице», когда герою вживляли обучающие программы, и через мгновения он в совершенстве овладевал боевыми искусствами.

-2

Травма как услуга

Попытка создать игру с сенсорным погружением отходит еще к Древнему Египту. Там появились наборы настольных игр, где нужно было разгадывать послания, передаваемые запахами: специи и благовония смешивали сами игроки. Спустя 5 тыс. лет технология не сильно продвинулась: мы до сих пор не можем синтезировать запахи в домашних условиях. Зато можем показывать игроку образ самого себя в игре.

Благодаря эмпатии игрок чувствует все, что переживает персонаж, вплоть до физических ощущений. Создать подобный мир позволили знания о зеркальных нейронах, которые возбуждаются при наблюдении за другим человеком (или игровым персонажем). Геймдизайнеры добавляют персонажу внешние характеристики игрока — и увлеченный пользователь через какое-то время начинает переживать изображение на экране как действительность.

Фото: Henrik Ehrsson
Фото: Henrik Ehrsson

Дальнейшая судьба персонажа, как и ассоциирующего себя с ним игрока, зависят от фантазии геймдизайнеров. Так, игра в жанре хоррор может помимо вымышленных травм оставить реальные травматические воспоминания — словно игрок лично пережил все, что происходило на экране. Нанесение травмы, особенно другому человеку, превращается в услугу, за которую можно заплатить.

Важность модератора

В сериале героя сопровождает модератор — она отвечает на вопросы, следит за работой системы и выполнением игрового теста. В реальности задача модератора представляется намного важнее, сложнее и опаснее.

Фото: Laurie Sparham / Netflix
Фото: Laurie Sparham / Netflix

В этой игре модератор — это самый близкий к испытуемому человек. Если стоит задача сделать испытуемого безвольным, завербовать или получить от него секретные данные, рядом должен быть некий спаситель. Эту роль играет модератор: становится другом и фактически говорит, что делать.

В 1967 году американский психолог Мартин Селигман ввел термин выученной беспомощности, подробно изложив метод ломания психики человека. Позднее, он же предложил метод выученного оптимизма, с помощью которого можно, наоборот, воодушевлять людей. И там, и там влияние на самочувствие, восприятие и поведение человека во многом зависит от действий и интенций модератора. Именно модератор определяет, будет зеркало черным или белым.

Вредно всем

Игра Mortal Kombat 11 настолько натурально демонстрирует физические увечья, что разработчикам диагностируют посттравматические синдромы. Игроки VR-реальности переживают эпилептические припадки, в то время как их партнеры по игре могут лишь наблюдать за этим со своего экрана, не зная адреса и не имея возможности вызвать человеку скорую. Некоторые европейские законодатели требуют от разработчиков предупреждать о возможных последствиях для пользователей, но этого явно недостаточно.

Уж если обычные игры имеют такие побочные действия, что говорить о полном моделировании реальности с помочью нейроинтегрированного чипа! Однако, как утверждают специалисты, к созданию подобного устройства человечество придет еще очень не скоро. Пока мы слишком плохо понимаем процессы, происходящие в мозге, с трудом можем отделять одни типы реакций от других. А что бы создавать в сознании человека целый мир, требуется доскональное знание.

Фото: Netflix
Фото: Netflix

Если же подобная технология когда-нибудь появится, ее нельзя будет использовать без специальной аварийной системы, которая бы позволяла полностью деактивировать чип неким простым действием. Без такой системы разработка представляет серьезную опасность.