Не так давно я писала статью о смыслах «Алых парусов», ради которой перечитала эту сказку. Та статья была больше про негативные смыслы, вроде продажной любви и прочих подобных вещах (в конце будет ссылка на неё), однако во многих более или менее серьёзных произведениях можно найти не один моральный посыл, а в «Алых парусах», наверное, не один десяток.
Некоторые из них являются «официальной версией» - вера в мечту, исполнение чужих желаний… Некоторые не столь распространены, но всё же обсуждаются в обществе. Однако есть одна мысль, которая выделяется в произведении довольно ярко, однако я ещё ни разу не видела, чтобы кто-то её заметил и обсуждал – это важность коммуникации, важность общения и обмена информацией между людьми.
Изначально семья Ассоль не была изгоями в обществе. Никто не травил её мать, хотя она была довольно бедной – напротив, её все любили. Соседи помогали ей, в самом тексте написано, что не было такого дома, где ей бы не дали в долг продукты или деньги (кроме трактирщика, который отказался помогать за так, но речь не о нём). Однако, когда главой семейства, решающим бытовые вопросы, стал отец девочки – Лонгрен, ситуация резко изменилась.
Вокруг него сразу образуется социальный вакуум – он был неразговорчив, гостям давал понять, что им в его доме не рады, и сам в гости не ходил, в таверне пил молча и с соседями тоже не общался. А когда случился поворотный в его жизни момент – когда он не спас трактирщика, которого считал повинным в смерти жены – не дал обществу внятного объяснения своих действий.
Был ли трактирщик достоин такой участи – другой вопрос. Единственная его вина была в том, что он не дал женщине денег в долг (а её никто не звал идти закладывать кольцо в дождь, под которым она простудилась и умерла – напротив, соседи уговаривали её подождать до следующего дня). Однако трактирщика в деревне не особо любили. Сам автор делает акцент, что многие поняли бы поступок Лонгрена. Если бы он его объяснил.
Но он его объяснять не стал, а продолжил угрюмо молчать. И общество обратилось к другому источнику информации – самому трактирщику. Который тоже умер от простуды, промокнув под дождём на неуправляемой лодке – век в сказке явно 19-й, когда простуда была серьёзной болезнью, а медицина не достигла таких высот, как сейчас.
Не имея информации, так сказать, из первоисточника, общество стало выдумывать слухи, хвататься за малейшие кусочки знаний и додумывать их самостоятельно. Можно сказать, что Лонгрен стал изгоем не из-за своего поступка, а из-за собственной необщительности. Он сам первым отверг общество, стоит ли удивляться тому, что общество стало отвергать его в ответ. А потом это отторжение перенеслось и на его дочь Ассоль, которую вскоре стали избегать и травить.
Александр Грин, автор сказки, осуждает общество за его любовь к сплетням, которые искажают правду. Но стоит ли осуждать людей за это? Стоит ли осуждать их за любопытство, необходимость получать информацию, повод для разговоров (тем более, что в деревне таких поводов крайне немного, и даже самый маленький оказывается в почёте), за естественную для человека потребность общаться?
На мой взгляд нет. Жизнь Ассоль могла бы быть гораздо счастливее, если бы её отец снизошёл до пары разговоров в неделю.
А мою статью о вредных моральных посылах «Алых парусов» можно прочитать на моём основном блоге Fant-fan.ru.