У этого фильма почти столетней давности заслуженно зловещая репутация. Режиссер Тод Браунинг, автор легендарного "Дракулы" (1931), в 1932-м выпустил ленту под странным названием - "Уродцы" ( Freaks). Фильм стал одним из самых противоречивых релизов своего времени. Был жестко порезан цензурой. На 30 лет запрещен для проката в Британии. И получил массу ограничений в других странах. В чем же дело? Ведь и "Дракула", и "Франкенштейн", и "Человек-волк" и многие другие монстры Голливуда в те же годы становились кассовой сенсацией?
Тод Браунинг, сам в молодые годы поработавший в цирке и водевильных шоу, блестяще знал изнанку этого бизнеса. И когда он взялся за сюжет из жизни "цирка уродцев" (freak show), то решил снимать фильм не столько как отвлеченный хоррор типа "Дракулы", а как почти документальную историю. Знаток закулисья, Браунинг в итоге создал исключительно аутентичную и пугающе реальную картину. Это была не "страшилка", а будоражащая картина гротескного и странного мира бродячего цирка.
Жутковатая деталь - для аутентичной картины цирка уродцев, Тод Браунинг, повторюсь, знаток этого мира, решил не полагаться на чудеса грима или спецэффекты. "Уродцев" в фильме Браунинга играют настоящие люди с нестандартной физиологией. И это, даже много-много лет спустя, вызывает мороз по коже. Картины из жизни "уродцев" - как выплывающие из подсознания жутковатые сновидения.
Сюжет прост - "нормальная" акробатка решает соблазнить состоятельного лилипута, убить его и завладеть наследством. Красотка вступает в заговор с другим "нормальным" - силачом из циркового шоу. "Нормальные" думают, что им удастся легко обмануть "уродцев". Однако они жестоко ошибаются.
Когда "уродцы" понимают, что их обманули и над ними надсмеялись - они решают отомстить. И месть "отверженных" будет жестока и крайне изобретательна. Скажу честно, мало какой из современных хорроров - несмотря на техническое совершенство - произвел такое впечатление. Нет, "Уродцы" сегодня не пугают и не шокируют. Используя хорошее английское слово, они производят disturbing впечатление - выводят создание из равновесия. После просмотра остается странное тревожное послевкусие, как будто какая-то ноющая заноза засела в мозгу.
Реальность "уродцев" гипнотизирует и пугает одновременно. Не киношными "ужасами", а несоответствием "обычной" реальности и реальности, в которой существует сообщество "нестандартных" людей. И то, что роли исполняют реальные freaks (как их все-таки тогда называли), только добавляет мороза по коже.
Этот фильм сразу был признан противоречивым - и провалился в прокате. Потом приобрел статус культовой классики.
Смотреть ли его сейчас? Не знаю. Это и правда очень непростое зрелище, даже для такого любителя винтажного кино, как я. Решайте сами.
"