Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Так писал Н.А.Заболоцкий о прекрасном портрете работы Ф.С.Рокотова. Это изображение Александры Петровны Струйской, прозванное «русской Моной Лизой».
Однако же Рокотов написал не только этот пленительный портрет, а также портрет самого Николая Струйского (по-моему, весьма неприятного господина). В имении Струйских Рузаевка хранился тоже рокотовский портрет неизвестного в треуголке. Неизвестного или неизвестной? Рентген показывает, что первоначально на картине была женщина, а затем автор «переодел» её в мужской наряд (кстати, мне чётко видится именно дама). Почему так произошло? Некоторые искусствоведы считают, что сначала это был портрет первой жены Струйского Олимпиады Сергеевны Балбековой, умершей в двадцать лет при родах. Может быть, это желание спрятать от супруги портрет её предшественницы? Ответов нет.
Но если и неясно, кто этот «неизвестный», то факт повторного брака Струйского (он случился через три года после смерти первой жены) сомнению не подлежит.
О ком ещё мы знаем? В 1778 году 35-летний Г.Р.Державин женится на шестнадцатилетней Екатерине Бастидон, которая в стихах мужа получит имя Плениры. Однако красавица скоропостижно скончалась в 1794 году. А через полгода вдовец уже женился снова – на Дарье Дьяковой, которую давно и хорошо знал (два его друга были женаты на её сёстрах). Вторая жена была воспета Державиным как Милена.
Я не буду сейчас писать подробно о Дьяковых и их семье (тема вообще-то интереснейшая), приведу лишь фрагменты стихотворения «Призывание и явления Плениры», написанного Державиным «по случаю, что на другой день смерти первой жены его, лёжа на диване, проснувшись поутру, видел, что из дверей буфета течет к нему белый туман и ложится на него, потом как будто чувствовал ласкание около его сердца неизвестного какого-то духа»:
Приди ко мне, Пленира,
В блистании луны,
В дыхании зефира,
Во мраке тишины!..
Хоть острый серп судьбины
Моих не косит дней,
Но нет уж половины
Во мне души моей.
Я вижу, ты в тумане
Течёшь ко мне рекой!
Пленира на диване
Простёрлась надо мной…
Меня ты утешаешь
И шепчешь нежно вслух:
«Почто так сокрушаешь
Себя, мой милый друг?
Нельзя смягчить судьбину,
Ты сколько слёз ни лей;
Миленой половину
Займи души твоей».
Итак, думаю, не вызывает сомнения не просто возможность второго брака овдовевшего человека, но и то, что окружающими (оставим в стороне воззрения отцов церкви) он воспринимался как нечто само собой разумеющееся и никакого отторжения не вызывал.
Выходили повторно замуж и вдовы. Я уже писала (читайте здесь) о женитьбе Д.А.Столыпина на вдове своего боевого товарища. Вспомним и предсмертное напутствие А.С.Пушкина Натали: «Носи по мне траур два года, потом выходи замуж». Вспомним брак И.И.Пущина с овдовевшей Н.Д.Фонвизиной. Вспомним, наконец, Ф.М.Достоевского, женившегося на вдове, а после её смерти вступившего в брак с А.Г.Сниткиной.
Ну, а теперь вернёмся к «Войне и миру» и попробуем разобраться в утверждении о браке князя Андрея (кстати, процитированных «проницательным читателем» слов княжны Марьи «Раз брат вас любит, милая... то мы – тоже», трактуемых как «не по своей воле, но примем», - в романе нет - специально всё перечитала). Может быть, есть в какой-то экранизации? Не проверяла, потому что тогда это всё равно не Толстой. Напомню лишь, что княжна не выступает в принципе против женитьбы брата, а не хочет конкретной невестки. Для сомневающихся – цитата: «Вскоре после отъезда князя Андрея княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата».
Как реагируют на предполагаемый брак окружающие? Для начала – диалог Наташи с матерью:
«— Мама, это не стыдно, что он вдовец?
— Полно, Наташа. Молись Богу. Les mariages se font dans les cieux [Браки заключаются в небесах]».
Всего лишь «не стыдно» ли, и то вопрос только для Наташи.
Николай Ростов «огорчён и оскорблён»: «Во-первых, ему жалко было потерять из дома Наташу, которую он любил больше всех из семьи; во-вторых, он с своей гусарской точки зрения жалел о том, что его не было при этом, потому что он бы показал этому Болконскому, что совсем не такая большая честь родство с ним и что, ежели он любит Наташу, то может обойтись и без разрешения сумасбродного отца». Заметим: о вдовстве жениха ни слова, оскорблён поведением старого князя и послушного ему сына.
Зато очень довольна Марья Дмитриевна Ахросимова: «Поздравляю тебя с женишком. Подцепила молодца! Я рада за тебя; и его с таких лет знаю (она указала на аршин от земли). — Наташа радостно краснела. — Я его люблю и всю семью его».
Теперь посмотрим, почему «старик князь Николай очень не желал, чтоб сын женился». Думается, главная причина – старческий эгоизм (увы, знакомый многим и сейчас): «Он не мог понять того, чтобы кто-нибудь хотел изменять жизнь, вносить в неё что-нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась».
Кроме того, «женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности».
«Нравный старик» Болконский издевательски хохочет: «Женись, женись, голубчик… Родство хорошее!… Умные люди, а? Богатые, а? Да. Хороша мачеха у Николушки будет! Напиши ты ему, что пускай женится хоть завтра. Мачеха Николушки будет — она, а я на Бурьенке женюсь!… Ха, ха, ха, и ему чтоб без мачехи не быть!» Почему вдруг Наташа практически уравнивается с «Бурьенкой»?
Обратимся к истории родов. Если отождествлять Ростовых с Толстыми, а Болконских с Волконскими (как во многом делает Лев Николаевич), то мы увидим, что Волконские – Рюриковичи (то есть одно из древнейших и знатнейших семейств), а Толстые, фамилия по допетровским временам «худородная», возводили своё происхождение к некоему «мужу честного рода именем Индрос», который «в лета 6861-го [1352/53] прииде из немец ис цесарского государства». Свой графский титул Пётр Андреевич Толстой, особо отличившийся при возвращении в Россию царевича Алексея Петровича, получил в 1724 году. Как видим, действительно «не блестящая» партия по знатности, и на вдовство князя Андрея никакой ссылки нет.
Издевательства над «богатством» Ростовых, думается, в комментариях не нуждаются. Ну, а что касается рассуждений и сомнений об уме Ростовых, то здесь, конечно, нужно вспомнить и о напряжённой духовной жизни Болконских, и о неприятии старым князем «праздности», к чему, что греха таить, Ростовы привержены…
Итак, с возможностью повторного брака овдовевших, думаю, разобрались. А о разводах в ту пору – в следующий раз.
Начало читайте здесь
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал
"Оглавление" всех статей по "Войне и миру" здесь
Навигатор по всему каналу здесь