Вспоминаю о том, что когда мне было двенадцать лет, я прочитал, как мне тогда показалось, очень интересную книгу писателя Майн Рида «Всадник без головы» и был от неё в восторге. Приключения её героев вызвали в моём сознании, в моём воображении удивительную картину их отношений. Я отчётливо представлял себе каждого героя, видел и понимал их поступки. Читая литературный текст, я, как бы находился где-то рядом, наблюдая за всем происходящим со стороны, непосредственно в нём не участвуя. Я читал книгу.
И вот прошло восемь лет, мне двадцать и я смотрю художественный фильм, снятый по этому роману, под таким же названием «Всадник без головы». Смотрю и ощущаю, что испытываю некоторое разочарование. Вроде бы хороший художественный фильм, с хорошими актёрами, интересно снятыми сценами – мне, не понравился. Мне мешала книга. Я всё время не мог забыть те ощущения, которые, когда-то, давно, я испытывал при её чтении. Несмотря на то, что прошло довольно много лет, они остались во мне, в моём сознании, в моей памяти и в течение всего просмотра, я невольно сравнивал всё, что прочитал, с тем, что происходило на экране.
Что же произошло, как получилось, что книга вызвала одни впечатления, а кино, снятое по этой книге - совсем другие. При этом - книга понравилась, а кино – не очень. В чём тут секрет или может быть тайна? Как разгадать её и понять – почему так получилось: книга понравилась, а кино, снятое по содержанию этой книги – нет?
Я много думал над этим и понял, что нет тут никакой тайны! Это - два разных мира - мир кино и мир литературы. Это разные виды искусства. И, каждый вид искусства, воздействует на человека по-своему. Поэтому и воспринимается всё по разному.
Текст книги, предлагает вашему сознанию, вашему воображению, размышления одного человека – автора, писателя. Это он, трудился – придумывал своих героев, помещал их в разные обстоятельства, описывал происходившее с ними, приглашая ваше воображение на поиски и открытия книжного мира. Читая книгу, вы сами создаёте себе образы, которые представляют из себя, ваше видение прочитанного текста. Читая, ваш мозг творит их по вашему усмотрению. и вы создаёте себе в своём воображениии мир, описываемый в книге. Вы видите то, что ВЫ видите, понимаете то, что ВЫ понимаете и в результате у вас складывается ваше впечатление о книге, ВАШЕ, её восприятие.
Язык книги, обращён только к вашей голове - всё что происходит в книге, рождается в ней.
Кино устроено совсем по-другому. Кино создаёт коллектив, во главе с режиссёром. В кино, с описываемыми в книге событиями, вам предлагают познакомиться другие люди. Это будет их взгляд на содержание книги. И конечно же, он будет отличаться, по разным причинам, от языка книги. Во первых, потому, что сам язык кино – другой. Он другой по своему инструментарию, по своим техническим возможностям, по своему исполнению. Это язык, который складывается из многих, многих факторов. И естественно, механизм восприятия кино, не такой, как механизм восприятия книги. Об этом много говорят, пишут, дискутируют. Ведь огромное количество фильмов снято по выдающимся литературным произведениям. Некоторые произведения экранизируют по несколько раз, разные режиссёры и это вызывает столько разных мнений, суждений, восприятий. Огромное количество людей, имеющих непосредственное отношение к кино и к литературе, - говорят об этом. И часто, многие - не соглашаются друг с другом. И это нормально. Искусство даёт право на своё собственное мнение. Оно может быть тем и прекрасно, что вызывает у каждого свои эмоции, свои ощущения, свои впечатления.
А бывает и так. Я вспоминаю, как в 1973году, в Армии, я посмотрел художественный фильм режиссёра Ростоцкого « А зори здесь тихие», который мне очень понравился. И через много лет, прочитал книгу писателя Васильева, по которой был поставлен этот фильм, и она мне тоже очень понравилась. Для себя, эту тайну я разгадал так: два замечательных талантливых художника сотворили своё искусство и у каждого ПОЛУЧИЛОСЬ! Такое тоже бывает. Читайте книги, смотрите фильмы, любите искусство.