Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:
**
Служба в СА 1977-1979. Мотострелковая учебка командиров БМП Западная Украина. Затем ЦГВ, Чехословакия, 15 танковая дивизия. Никаких преимуществ по национальному типу не было. Язык общения - русский. Сержанты командиры: белорусы, волынские украинцы, русские сибиряки и закарпатские венгры. Личный состав роты интернациональный. Дружба по призывам. Уважением пользовались лучшие пулемётчики, гранатомётчики, автоматчики, снайпера, наводчики БМП и механики водители. Их фото висели в ленинской комнате на доске почёта. На них старались ровняться все остальные.
В свободные минуты собирались группами и пели песни своих народов, а также дворовые лирические под гитару. Нас из европейской части России было не более 10 человек при численном составе роты около 100 человек. Большинство личного состава из Западной Украины, Кавказа и Туркестана. У нас была спайка с сибиряками и татарами. Уж не знаю что, но что-то нас сплачивало. Быстро находили решения различных проблем, понимали юмор и шутки, прощали друг другу различные выходки, выручали в различных ситуациях. Были два столичных парня. Из интеллигенции. Пользовались уважением, хотя и не всегда заслужено. Были интересными рассказчиками. Все почему то их чем-то угощали и опекали.
Одного потом перевели в спортивную роту. Он был шахматистом, а второй напросился в танкисты заряжающим. Было заметно, что представители Средней Азии постоянно чему-то старались научиться. За всё брались. Надоедали бесконечными расспросами и излишним любопытством. Но военную науку терпеливо осваивали. Кавказцы более самостоятельные и чаще поучали других. Могли позволить себе вольности в дисциплине, но грань чувствовали. Шутили между собой. Грузины над армянами. Армяне над азербайджанцами. Ингуши над осетинами. При этом всё происходило на русском языке и вызывало общий смех. Украинцы как ротное большинство были преимущественно Сельпо и МТФ. Служаки и беспечные романтики. Отличались излишним служебным рвением и тянули к отличным показателям за собой всех остальных.
**
Я сам сын офицера и вместе с отцом жил в военных гарнизонах на Дальнем Востоке в Приморье (Серафимовка, Чугуевка, Сахалин) 1957-1962 г. Затем Хабаровск - 1962-1966 г. (здесь уже при штабе округа). После - Тоцкий полигон 1966-1970 г. Потом - Восточная Германия, Веймар - 1971-1974 г. Потом Ленинград.
Очень счастлив, что детство прошло в гарнизонах, а не в крупном городе. Сам отслужил в 1975-1977 г. в полку ОСНАЗ в Павловске - под Ленинградом. Великолепные был полк, офицеры.
Насколько помню советских офицеров и их семьи, все жили дружно и на основе взаимопомощи. Хотя и были исключения. В гарнизонах даже жить было интереснее, чем в крупном городе, благодаря активному общению (самодеятельность в Доме офицеров, совместные поездки на рыбалку, по грибы).
**
Начало 1960-х г. Ту-16. На заданном участке маршрута штурман включил сброс дипольных отражателей (пассивные помехи). С кормовой кабины это похоже на то, как с балкона во время урагана перину вытряхивали! На месте КОУ недавно переученный сверхсрочник из артиллерийских оружейников Ю. Полищук (многих до сих пор помню) докладывает: "Командир, с нашего самолёта перья летят!" Ему 2-й пилот А. Марченко успокаивает: "Юрка, так это же отражатели!" Остряки и насмешники, коих в любом полку достаточно, кличку ему надолго приклеили.
**
В лучшем случае, что можно сказать про замполитов: "хороший был мужик" (большая редкость). То есть, не закладывал по-чёрному, мог выпить за компанию и не путался под ногами. В самой организации службы и помощи никакого толка от них не было. А чаще одна морока. Хорошее подразделение или часть - заслуга замполита. Залёт или ЧП - виноват командир.
Читайте также: Есть ли пределы у армейской глупости?
Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.