Найти в Дзене
Ольга Осипенко

Родители, которые запрещают малышам залезать на горки и лестницы - вредят здоровью и интеллекту детей

Оглавление
фото с сайта delairukami.ru
фото с сайта delairukami.ru

Продолжаю серию постов о заблуждениях, которые до сих пор встречаются среди современных родителей на основе книги Ефимовых "Педагогика, изменяющая мозг". Это мифы, связанные с развитием, обучением и вообще законами нормального функционирования мозга ребенка.

В прошлый раз мы говорили о «пище для ума» о том, что ребенок не впитывает все, как губка, сегодня поговорим о том, что запрещать ребенку двигаться - большая ошибка.

Итак, миф №2 «Интеллект и движение - это разные вещи»

Как часто (и от этого- грустно) приходится видеть заботливых бабушек, которые боятся пустить ребенка на горку, на лестницу. Зато они очень много внимания уделяют развитию «интеллекта» - учат цвета, считают ступеньки, читают стихи. Но в песочницу таким детям нельзя-испачкаются (а мы помним из прошлой статьи, что сенсорные ощущения одни из самых важных для развития), залезать на горку - тоже нельзя - это же опасно. Иногда речь идет даже не о годовалых детях, а о трехлетках.

Здесь обычно срабатывают стереотипы, «интеллект» ассоциируется с очкариком-ботаном, а при слове «движение» представляется физически развитый, но туповатый футболист. Однако, если говорить о развитии маленького ребенка, то движение и интеллект окажутся взаимосвязанными. Чтобы заработал «думающий мозг», сначала должен заработать «мозг динозавра», а он будет функционировать только тогда, когда ребенок много двигается.

Все должно происходить в свое время - год и два - это возраст движения, а не знакомства с абстрактными понятиями. То, что ребенок научится читать скорее всего никак не повлияет на его развития. Пишу «скорее всего» потому, что, например, у Марьяны Безруких есть исследования, которые говорят о вреде раннего чтения до 4 лет.

Но даже при благоприятном исходе, к 7 годам, ребенок, научившийся читать, как правило, ничем не отличается от своих сверстников, которые начали читать в 6 лет. Но то, что ребенок в два года мало двигается - может тать препятствием для развития интеллекта.

Последствия дефицита движения могут долго оставаться незамеченными. Когда у ребенка возникнут проблемы с учебой в 10-12 лет, уже никто не вспомнит о том, что в 2-3 года ребенок мало двигался.

Джон Дьюи считает: «Когда старшие пытаются привести ребенка к состоянию покоя, неподвижности, они вредят его здоровью, портят его жизнь, парализуют его способность приобретать знания».

И об этом говорят не мамы, а специалисты, которые «разгребают» последствия чересчур осторожного родительского поведения.

Даже многие воспитатели по физической культуре в детском саду поражаются, что им приходится УЧИТЬ залезать на высокие горки пятилеток. К слову, многие из этих детей, у кого плохо развита крупная моторика, имеют проблемы с речью.

Для ребенка естественно падать, учиться при этом группироваться, чтобы быть более ловким и не попадать в опасные ситуации «на ровном месте». Конечно, любой нормальный родитель будет страховать ребенка, но залезать на горку вместе с полуторагодовалым малышом все-таки не стоит, он уже способен сам разобраться )))

Ребенок уже в 9 месяцев способен сам залезть на небольшую горку и скатиться с нее, даже если к этому времени малыш еще не умеет ходить. Зато когда он пойдет - у него будет меньше проблем с координацией и ловкостью. Конечно, я говорю о ситуациях, когда родители всегда рядом и страхуют ребенка. Поэтому мама, папам, бабушкам и дедушкам нужно принять во внимание всю пользу двигательной активности и пользу игр на детских площадках, и стараться в первую очередь работать над собой и своей гиперопекой.