Найти тему

ЛИДЕРСТВО: как демонстрировать на собеседовании

Лидерство годами держит планку первенства в топе самых востребованных компетенций. Его диагностируют у сотрудников и кандидатов, разбирают на стили, обучают ему на дорогих тренингах. Еще с детского сада в нас ищут задатки лидера как залог успеха в будущей жизни. А уж на собеседовании тем более) Давайте смотреть, какие по нему вопросы и как показать.

.

ЧТО ЭТО. Простыми словами лидерство это способность добиться, чтобы другие сделали то, что изначально не собирались. Мирно добиться – повлиять на эмоциональное состояние, замотивировать и вдохновить.

.

Строго говоря лидерство это не одна компетенция, а целый набор. Включает способность мотивировать других на достижение успеха и результата, предоставлять полномочия, иметь ясное видение цели, быть позитивной ролевой моделью.

.

Для проявления этого качества не обязательно иметь сотрудников в подчинении. Оно может работать в реализации совместных проектов с ближайшими коллегами по отделу, другими бизнес-функциями, сторонними командами, одногрупниками в детском саду, которых вы уговорили побыть вашими живыми шахматами. На горшках. Под дождем*. Сначала они конечно не хотели, а потом загорелись от вас энтузиазмом.

.

*Все примеры данного поста основаны на реальных событиях. Кейс с белками (см. ниже) принадлежит графу Хьюму. Смотрите на общую ЛОГИКУ ответа, я для этого дала примеры. А сам кейс может быть куда более прозаическим, не каждый день горят леса и появляется возможность вещать с броневика.

.

Индикаторы, которые свидетельствуют НА СОБЕСЕДОВАНИИ в пользу развитой компетенции лидерство:

.

ü Кандидат приводит кейсы, как добивался того, что нужные ему люди начинали разделять его видение и цели. Это могут быть 1-2 коллеги, а могут целые отделы и организации.

ü Кандидат приводит кейсы, когда к нему обращались за указаниями в кризисных ситуациях.

ü Способен объяснить, как мотивирует деятельность непосредственных подчиненных и группы, а также участников проектов. В том числе непохожих на него.

ü Способен выявить сильные стороны человека и использовать их в целях повышения эффективности работы. Знает теорию, имеет практические кейсы.

ü Может четко рассказать, по какому принципу обеспечивает участников проекта заданиями и решениями.

ü В кейсах упоминает, что поощряет личный вклад каждого в общее дело, делится знаниями и пониманием перспектив, дает каждому почувствовать важность его работы.

ü Человек, с которым и на которого приятно работать.

ü Кандидат говорит о возможностях, оптимист, харизматичен.

Никто не спрашивает в лоб: а вы часом не лидер? Возможные вопросы ниже. Вот сразу скажу, что с виду они вроде бы «пресноваты». Зато в ответах бывает достаточно перчика.

1. --Как вы мотивируете ваших подчиненных?

--Даю людям понять важность их работы. Благодарю, предлагаю свою помощь и прошу помочь мне. Позволяю людям работать самостоятельно. Предоставляю им разнообразные задания. Проявляю интерес к их карьере. Учусь на своих ошибках. Поздравляю сотрудников с успехом, имею наглядные критерии оценки успешности их работы и т. д.

2. --Что является самым мощным стимулом к работе? Вообще, в теории.

-- Увлекательная работа, достижение значимых целей, обучение новому, личностный рост, и самостоятельность. Такие стимулы, как зарплата, дружественность, похвала, и возможность повышения по службе не могут быть сброшены со счетов, но действуют гораздо слабее, чем первые пять стимулов.

3. --Приходилось ли вам публично отстаивать непопулярное решение? Как вы реагировали на критику ваших предложений? Чем завершилась и разрешилась ситуация?

-- Мне нужно было донести до Палаты лордов идею о том, какими опасными могут быть белки. Необходимо было выделить бюджет на борьбу с ними, а также на просветительскую компанию среди британцев о том, что белки чрезвычайно вкусны. Сложность была в том, что… Разумеется, в основе моего посыла были проверенные цифры и факты. Кроме того, я проработал Х критических вопросов, которые могли возникнуть. «Что произошло с перспективной идеей прошлого года, от которой мы уже отказались? Я не думаю, что это сработает. Мы потеряем часть бюджета, нужную для….». Подготовился к наиболее вероятным критическим замечаниям, мысленно отрепетировал ответы на вопросы. Внимательно слушал, что беспокоит людей, оберегая их чувства, но также делая акцент на перспективе того, почему необходимы перемены. Критиковал точки зрения, а не людей. Терпеливо и доходчиво убеждал. Поощрял альтернативные предложения о том, как добиться этого же результата. В конце поблагодарил каждого за потраченное время и вклад в обсуждение и просто подытожила, что «поезд отправляется». Одного лорда пришлось отвести в сторону и сказать: «Я понимаю все причины вашего беспокойства и попыталась ответить на ваши вопросы, но этот поезд уже в пути. Вы едете или нет?»

4. --Приведите пример, когда в кризисной ситуации «штурвал» оказался в ваших руках.

--Масштабные лесные пожары начались на восточном побережье Австралии в середине октября прошлого года. Огнем были охвачены значительные территории на юго-востоке континента. Я сразу понял, что время работает против нас и действовать нужно очень быстро. Собрал все имеющиеся данные о…. Изучив собранные неполные данные, собрал команды и попросил коллег высказать свои предложения и соображения. Составил план действий: копать норы в виде разветвленных тоннелей длиной до 90 метров. Куда могли спрятаться не только мы, вомбаты, но также полчища других мелких зверей, тем самым спастись от огня. Продумал все худшие последствия (такие-то) и выделил группу сотрудников, которые начали к ним готовиться так-то. Затем быстро пропустил принятое решение через контур обратной связи. Вносил коррективы по ходу дела. И все это время общался, общался с командой, клиентами, партнерами. В итоге все мы живы, а наш вид объявлен национальным героем Австралии.

Почему лидерство может быть не развито (соответственно, на собеседовании это транслировать не нужно):

ü Не было практики.

ü У вас одна манера общения для всех.

ü Считаете, что мотивация приходит к каждому сама.

ü Считаете мотивацию ненужной или неважной.

ü С трудом общаетесь с людьми, непохожими на вас.

ü Осуждаете других.

ü Вы обращаетесь со всеми одинаково.

ü Вы не можете справляться с конфликтами.

ü Вы не понимаете перемен.

ü Ваши действия не соответствуют вашим словам.

ü Вы не выполняете обязательств.

ü У вас плохо развиты презентационные способности, недостаточно харизмы.

Если вдруг вы нашли у себя признаки из списка выше, не переживайте: уровень сложности развития этой компетенции средний – за 2-3 года можно «прокачать» лидерство до впечатляющего уровня. Не чтением книжек, коих множество на эту тему, а практикой.

Больше постов и возможность пообщаться со мной в Инстаграм @popartrecruitment

Мой сайт (про меня и консультации, которые я провожу) https://taplink.cc/popartrecruitment