.
Про фильм, Мы все убийцы (1952 года), повествующий о герое французского сопротивления Рене, ставшим после войны преступником, и приговоренным к смертной казни, можно сказать, что чем фильм старее, тем он актуальнее . И дело даже не в актуальности темы отмены смертной казни , (что и произошло в мире, правда, уже несколько позднее. ) Главный посыл фильма - не социальная повестка , а повестка философско -христианская , освещающая в том числе и суть социума. Как писала Ханна Арендт , фашистский социум так устроен, что на уровне его опосредования нет личности, которая отвечала бы за зло , ибо каждый исполнитель в карающей системе социума становится исполнителем исполнителя , а заказчика зла так такового, нет. Это отчасти и сближает французский послевоенный социум с социумом фашистским, даже не смотря на то, что первый - мягче, поскольку, он менее анонимен, хотя и в нем система ставится над личностью . Человечнее он и в том, что он , как бы, менее тотален. Он далеко не всех исполнителей способен поглотить, лишив их человеческих черт. Некоторые люди все равно остаются людьми, как например тюремные надзиратели .
.
ЧТО НЕМНОГО ДАЖЕ УДИВЛЯЕТ В ЭТОМ ФИЛЬМЕ
.
Интересно, что даже надзиратели в фильме выглядят человечными на фоне бесчеловечности и приговоров и содержания преступников в кандалах. Они утешают приговоренных к смертной казни, пытаются их даже отвлечь от скорби. Что правда не мешает им их казнить. В наши дни скорее на фоне более мягких приговоров, между надзирателями и заключенными - существует стена, да и жестокие надзиратели становятся частью судебно-исполнительской машины. Самые актуальные слова в фильме, это слова молодого священника, обращенные к приговоренным к казни, что и сам Христос был осужден на казнь, и простил своих палачей. Эти слова проникают в сознание. Фильм немного напоминает другой фильм, примерно того же периода, "дневник сельского священника", по сути это такой же хороший, неторопливый и долгий, и очень христианский фильм. Точнее, философско-христианский, сказал бы так. Едва ли в наше время можно найти столь же хорошее кино.
НЕМНОГО О ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТОРОНАХ ФИЛЬМА
.
Интересны в фильме и художественные его стороны , как бы постоянно вплетающиеся в философскую ткань фильма, как дополнительные нити. Фильм интересен и своим ассоциативным рядом. Так тюрьма , в которой содержатся смертники напоминает платовскую пещеру. Фильм не напоминает Ибсена . Весь Ибсен - очень резок и контрастен, свет ибсеновский - свет беспощадный и трагичный. Фильм Мы все убийцы, временами больше напоминает более мягко-приглушенного, и декадентски-человечного Метерлинка , с той разницей, что пьесы Метерлинка - символичные притчи. Фильм же представляет собой развернутую драму - с ярко выраженными характерами, судьбами, психологией. Символизм фильма составляет лишь его элемент. Однако, все равно фильм в самом лучшем смысле - французский. Как и у Метерлинка - в фильме весь трагизм состоит не в криках, и гримасах боли , (которые есть и в этом фильме) а скорее в тишине, в молчании, ожидании и надежде. Это и говорит о том, что драма удалась. Как драма именно христианская - драма человеческой души.
.
НЕМНОГО ОБ ОДНОМ ИНТЕРЕСНОМ ЭПИЗОДЕ
.
Интересен в фильме и случай человека совершившего преступление в состоянии то ли, эпилептического припадка , то ли предэпилептической ауры . Дело в том, что тюремному врачу удается излечить преступника , сделав ему операцию на мозге, после чего преступник становится другой личностью, не имеющей к личности старой - отношения, как утверждает врач на суде. Прав ли врач, или нет? В конце концов и к Андрею Чикатило во время следствия возвращалась - как бы его потерянная человечность, (в состоянии его стресса) как человечность не имеющая к его преступлениям отношения. Но это не значит , что сам Чикатило не имел отношения к своим преступлениям, или что этого человека не следовало бы судить. Что же касается преступников больных, может быть, их разумнее закрывать в больницах . Только социум, и мир все равно не излечишь - такими мерами. В фильме сквозит и эта мысль.
В КАЧЕСТВЕ ЗАВЕРШЕНИЯ МОЕГО НЕБОЛЬШОГО ОЧЕРКА
.
Нужно ли вернуть смертную казнь , или ни в коем случае нельзя этого делать? В фильме показаны как откровенные нелюди, (мужчина убивший свою маленькую дочь, потому что та мешала ему спать криками) , так и люди благородные, среди которых был и оболганный врач, и один осужденный, убивший убийцу своего отца. Все они ведут себя по разному. Врач и мститель держатся мужественно перед смертью, в отличие от человека убившего дочь. Некоторым помогает исповедь у священника, врач же от нее отказывается... На самом деле, фильм не дает на этот вопрос ответ. Фильм против казни как таковой, скорее с христианской точки зрения. Но вот может ли социум быть христианским? Социум нейтрален и в своем зле или в своем прощении. Христианской может быть только личность, а не социум. Старые фильмы - фильмы более длинные, менее рационализированные, более многосторонние. Они не спешат ни с выводами, ни с развитием событий. Тем не менее, фильм - держит зрителя - в постоянном, нарастающем напряжении.
*
Фильм Мы все убийцы, (1952, Италия-Франция) на ютубе на нашел, однако, его - легко найти в интернете .