- «За всю жизнь накопилось множество нераскаянных грехов, и не факт, что сейчас я помню хотя бы их малую часть. Выходит, я причащаюсь в осуждение? Как же быть? Каждый раз идешь на исповедь и не знаешь, в чем каяться. Получается одно и то же из раза в раз: опять не сдержалась, осудила, не выдержала и закурила и т.д. В общем, всё по вечерней молитве "Исповедание грехов повседневное". На душе после такой исповеди легче не становится, давят грехи, а какие — непонятно. Победить грехи можно только при помощи Божьей благодати, а я ей не даю действовать в себе тем же курением, которое не могу бросить опять же без помощи Божьей и с грехами нераскаянными. А их я и вспомнить не могу, некоторые только. Замкнутый круг получается. Как выбраться из него? Может, я неправильно исповедуюсь, перечисляя грехи, в которых я раскаиваюсь?
Как бороться с чревоугодием понятно — постом, а как бороться с такими грехами, как, например, гнев? Если сдерживать его внешние проявления удается, то в душе и сердце он все равно есть. А Господь ― сердцеведец. Гнев-то никуда не девается, так и лопнуть от злости можно. Злюсь и на людей, и на свою немощь. Разве это борьба? Как бороться с гневом, чтоб победить его, изгнать из своей души, из сердца?
Больше всего меня мучает неприязнь к людям. Я когда увидела некоторые свои грехи и страсти, то и к себе неприязнь появилась — и люди мне противны, и сама себе противна, и злость какая-то на всех, на себя и на всё. Думаю, что на себя в большей степени.
От чего это? Какую страсть я подпитываю этой злостью? Что за грех меня мучает и как бороться с ним? За какую ниточку потянуть, чтобы начать распутывать этот клубок? Помогите, пожалуйста, разобраться».
Да, замкнутый круг... Ситуация очень-очень знакомая. Наверное, каждый христианин рано или поздно сталкивается с этим, если он планомерно двигается по духовному пути. Что касается исповеди, должно быть не просто перечисление грехов, а сердечное покаяние. Нужно приносить Богу искреннее покаяние, причем делать это по-детски. Ребенок, когда нашалил, набедокурил и вдруг осознал степень своей вины, тут же раскаивается: «Я больше так не буду!». Это у него искреннее происходит. Он действительно в тот момент совсем не хочет, чтобы еще раз так получилось. Он просит прощения без какой-то задней мысли (я попрошу прощения и опять это сделаю), в простоте сердца. Но через какое-то время всё повторяется в точности так же, как и было, или с какими-то вариантами. Это искреннее его раскаяние может послужить для нас образцом. Каждый из нас должен вспомнить себя в детстве.
Когда нагрешил — каждый раз кайся, сожалей, в простоте сердца своего приноси Богу покаяние. Этот участок духовного пути нужно просто пройти, его надо выдержать, выстрадать. На это уходят годы, без него никак. Как хорошему вину нужно настояться, так и этот процесс не ускоришь, должно пройти какое-то время.
Если образно говорить о духовном пути, то начало его всегда возвышенное, восторженное. Это похоже на выход евреев из Египетского рабства. Вышли они из Египта, перешли через Чермное море, испытали эйфорию, потому что на их глазах погибло фараоновское воинство — это наши страсти, грехи, мы увидели, что наша старая жизнь осталась там, по ту сторону этого Чермного моря, а мы милостью Божьей прошли посуху, приняли крещение, приняли Господа Иисуса Христа. Теперь у нас счастье, эйфория, радость. Но она быстро улетучивается, потому что мы не в Царство Божье попадаем, а в пустыню.
Путешествие по пустыне — это очень хороший образ земной жизни. Перед нами пустыня безэмоциональная, нет радости, просто тягота. Палящее солнце над головой, зной и одна только манна в наших глазах. «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!» (Исх. 16:3). Это нужно просто перетерпеть, по-другому никак. И стараться приносить по-детски искреннее покаяние. Не перечислением грехов нужно заниматься, а сокрушаться сердцем.
Как бороться с такими страстями, как, например, гнев? С ним не нужно бороться, его нужно подчинить, приручить, потому что гнев — это естественное чувство, которое нам дано от Господа. Это как цепной пес, который сторожит дом — он может кидаться на своих, а может на чужих, может защищать этот дом, лаять и огрызаться, а может совершенно спокойно пропустить всяких проходимцев, залезть в будку, спрятаться и спокойно лежать.
Гнев, по идее, должен сторожить нашу душу от проникновения в нее всяких вредоносных мыслей, грехов. Возникает что-то греховное — должен вспыхнуть гнев. Когда змей с Евой разговаривал, она должна была разгневаться и сказать: «Тебе какое дело, иди отсюда!». Гнев должен был возникнуть в ней, а она вступила со змием в разговор — и всё. Гнев лежал себе спокойно, поглядывая на происходящее, как покладистый песик из будочки. Он себя не проявил, а должен был. Проблема в том, что он лает на то, на что не должен лаять и пропускает то, что не должен пропускать. Вот что такое гнев на самом деле.
Поэтому, когда мы гневаемся на кого-то, мы не должны гнев подавлять, его просто нужно, проанализировать, понять, на что или на кого я гневаюсь. Когда возникает гнев, всем достается, даже невиновным, становится все равно кто прав, кто виноват. Нужно применить усилие, остановиться, подумать, на что я конкретно гневаюсь.
Обратите внимание, что гнев — это сторож наших желаний. Как правило, он возникает тогда, когда наши желания не реализуются. К примеру, мы хотим побыть в тишине, а наши дети балуются, шумят. Ты разозлился на ребенка, накричал и наказал его, хотя вчера вместе с ним так же играл и шумел. А сегодня ты хочешь побыть в тишине. Гнев сторожит твое желание. Нужно это увидеть, рассмотреть свое желание и подумать, как по-другому можно его реализовать. Нужно научиться им управлять.
Что касается неприязни к людям и к себе. Это тайная гордынька, она у всех есть. Вам тоже нужно увидеть механизм, как это работает. Почему такая неприязнь к себе? Потому что было ожидание, что я-то как раз поступлю по-другому. Завышенные ожидания приводят к тому, что возникает эта неприязнь. Они не оправданы, потому что основаны на мнении о себе, что я смогу, я справлюсь, я всё хорошо понимаю, лучше, чем другие, поэтому я смогу. Но я не смогла — Боже, какой ужас!
Это чувство подпитывается неправильным мнением о себе. Просто нужно снизить планочку ожиданий, успокоиться — и всё. Господь ко всем милосерд, Он все наши грехи знает, лучше нас самих, Он знает и степень нашей греховности. Он знает, насколько мы немощны, поэтому от нас, дураков, ничего и не ждет, лишь бы только мы успокоились, перестали дергаться и просто любили бы Бога за Его благость и милосердие. Всё, больше ничего и не надо.
Помогай Господь! Надеюсь, я Вам помог.