Вторая мировая война показала, что подвижность танковых формирований является одним из основных факторов, определяющих результат наступательной операции. Наличие же на Европейском театре военных действий огромного количества рек, озёр и искусственных водоёмов могло не только осложнить продвижение войск, но и полностью сорвать операцию.
С 1954 года, с появлением Т-54А, все танки в серийной комплектации оснащались оборудованием для подводного вождения (ОПВТ). Для более ранних машин разрабатывались меры по оснащению ОПВТ при капремонте и модернизации. Танки Т-44, которых к 1960-м годам в войсках оставалось достаточно много, в 1961 году прошли модернизацию и в целом соответствовали реалиям того времени, за исключением возможности преодолевать водные преграды.
Конструктивно комплект ОПВТ не сильно отличался от серийных комплектов и состоял из съёмной и несъёмной частей.
В съёмную часть входили: воздухопитающая труба, труба-лаз с переходным фланцем, уплотнения крыши силового отделения, погона башни, люка и смотровой щели механика-водителя, командирской башенки, колпака вентилятора боевого отделения, щелей прицела и спаренного пулемёта, дульного среза орудия и антенного ввода.
В несъёмную часть входили уплотнения корпуса, маски пушки, наружного вывода ТПУ и бортовой передачи.
По конструкции и способу установки новый комплект ОПВТ был просто адаптирован под конкретный танк.
Конструкция уплотнения крыши силового отделения делалась по образцу уплотнения танка Т-54 образца 1952 года. Уплотнение представляло собой водонепроницаемый чехол, который прижимался к крыше МТО планками на болтах.
Герметизация щелей спаренного пулемёта и прицела делалась с помощью специальной рамки с резиновым уплотнителем.
Двигатель от попадания воды в цилиндры защищался клапанами с серийного комплекта ОПВТ-54, установленными на выхлопной патрубок.
Антенный ввод радиостанции Р-113 защитили специальной резиновой втулкой.
В боевом отделении у моторной перегородки был смонтирован водооткачивающий насос.
Дульный срез герметизировался прорезиненным чехлом, закреплённым металлическим хомутом с болтом.
Вес съёмных частей ОПВТ составил 120 кг, а при наличии переходного фланца с секторами для крепления трубы-лаза — 177 кг.
К весне 1964 года опытный комплект был готов. В тематический план работ НИИБТ полигона на 1964 год включили программу испытаний ОПВТ для Т-44М. Для испытаний выделили танк Т-44М №85863, который имел пробег всего 83 км и наработку двигателя 7 моточасов.
В июне и июле на искусственном водоёме полигона были проведены испытания комплекта.
Испытания проводились в жаркую летнюю погоду, температура воздуха достигала 29°С. При таких условиях на суше танк с установленным комплектом ОПВТ и открытыми люками заряжающего и над радиатором выходил за рабочие температурные режимы всего через 25 минут при скорости 11 км/час. Под водой вообще не удалось определить температурный режим работы из-за выхода комплекта из строя.
Сразу же постарались определить, сколько времени потребуется, чтобы установить съёмные узлы ОПВТ силами экипажа. После трёхкратной тренировки экипаж уложился в 1 час 45 минут. На демонтаж съёмной части ушло всего 22 минуты. И вот тут-то и посыпались дефекты нового комплекта.
Началось с того, что после зажатия болтов крепления чехла крыши силового отделения прижимные планки изогнулись и вылезли вверх. Чехол командирской башенки оказался меньше нужного размера. Уплотнительное кольцо командирской башенки, выполненное из очень плохой резины, просто порвалось при надевании.
Для установки водооткачивающего насоса пришлось снять с моторной перегородки ящик для укладки ночного прибора механика-водителя ТВН-2.
При установке ОПВТ сильно ухудшились условия работы механика-водителя.
Т-44М заехал в искусственный водоём на глубину 5 метров и остановился: в корпус сразу начала поступать вода. По ТУ ХЗТМ для среднего танка допускалось поступление воды в корпус со скоростью не более 9 литров в минуту, однако в «сорокчетвёрку» за 10 минут залилось около 380 литров.
Единственное, с чем не возникло проблем, так это с запуском двигателя под водой. Его глушили и запускали несколько раз через разные промежутки времени, двигатель исправно запускался и электростартером, и воздухом.
В процессе испытаний пару раз вода попадала в розетку наружного вывода ТПУ через резиновое уплотнение бронеколпака, после чего экипаж оставался без внутренней связи. Внешняя связь через радиостанцию Р-113 работала без нареканий.
В итоге был сделан вывод, что комплект ОПВТ, изготовленный ВЗ-49 по чертежам в/ч 55484-А по образцу ОПВТ-54, отличается плохим конструктивным исполнением.
Всё это резко снижало боевые возможности танка. Это не позволило даже выполнить программу испытаний в полном объёме.
Итоговый вердикт был таков: комплект ОПВТ непригоден для использования в связи с низкой надёжностью узлов и элементов комплекта и недостаточной герметизацией. Кроме того, при установленном комплекте командир танка совершенно лишался возможности что-то видеть, что исключало возможность применения комплекта в военное время. Рекомендовалось доработать комплект и всесторонне испытать его, и только после этого можно было рекомендовать оборудование для оснащения танков Т-44М в войсковых условиях. Однако этого не сделали, поэтому Т-44М так и остались без ОПВТ.
Еще наши публикации:
Как заводили танки зимой?
Зачем танки поднимают ствол пушки после выстрела?
Почему артиллерия это БОГ войны?