Во время учёбы на факультете психологии у меня была небольшая практика в школе для особых детей.
Впечатления от неё остались самые тягостные — растерянность и какая-то беспросветная беспомощность.
Бу Хейльсков указывает на такую беспомощность как на главный сигнал указывающий на необходимость изменить поведение педагога/воспитателя.
Да, вся идея этой книги — особые дети (да и взрослые) никому не хотят зла, они не ведут себя плохо. Это мы считаем их поведение проблемным и то лишь по одной причине — из-за растерянности.
Автор много лет работает с людьми с аутизмом, СДВГ, задержкой умственного развития и так далее.
В книге он обобщил результаты и собственных, и чужих исследований. Плюс добавил уйму примеров из практики, добавивших наглядности.
Нельзя сказать, что это учебник, руководство или сборник приёмов. Всё же это больше о базовых идеях, а не о конкретных ходах педагога/воспитателя.
Тем не менее, читать очень полезно. Потому что книга очень добрая и задаёт правильный вектор в пониманию людей с указанными особенностями.
Автор раз за разом показывает — то, что делает воспитанник, делается не из вредности. Это лишь его копинг (т.е. способствует совладания с ситуацией).
Скажем, кусание себя за руку — это неприятная штука, но работать надо не с ней, а с ситуацией, из-за которой воспитанник прибегает к такому копингу.
Если бы мне преподавали такое в ВУЗе, думаю, моя практика прошла бы по-другому.
Считаю, что эту книгу обязательно нужно читать работникам соответствующих учреждений и, конечно, родителям.
Материал, изложенный в ней, может сделать лучше жизни всех — и персонала, и воспитанников, и родителей.
Книгу издали крохотным тиражом, но постарайтесь её найти. Она того стоит.
***
Другие рекомендации книг можно найти вот здесь - http://zygmantovich.com/?page_id=4816
Если у вас есть замечания и/или предложения, пишите их в комментарии. Поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы видеть больше моих статей.