Текст: Милена Свистина.
О сохранении объектов культурного и исторического наследия рассказали специалисты отрасли в рамках онлайн-конференции МИД «ЕвроМедиа»
В текущем году весь мир столкнулся с глобальной проблемой, затронувшей все сферы жизни, бизнеса и экономики, — пандемией коронавируса. Ограничительные меры, приостановление работы досуговых и культурных центров, многих промышленных предприятий — это та реальность, к которой никто не был готов. Все компании были вынуждены приспосабливаться к ситуации, перестроив свою работу на новый лад. О том, как в период пандемии осуществлялась деятельность сферы культурного и исторического наследия — объектов архитектуры, реставрации, строительных компаний, рассказали специалисты отрасли в рамках онлайн-конференции на тему «Сохранение объектов культурного и исторического наследия России в условиях пандемии коронавируса». Мероприятие было организовано Отраслевым журналом «Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура», выпускаемым международным издательским домом «ЕвроМедиа».
Не утратить объекты культурного наследия. Сегодня в России насчитывается около 140 тысяч уникальных объектов культурного наследия, 25 из них включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, еще 24 претендуют на включение. Разумеется, такое богатство требует особого внимания, постоянного ухода или восстановления. Для того чтобы сохранить все объекты в надлежащем виде, реставрационные работы должны вестись качественно и системно, их необходимо продолжать несмотря ни на что. Но в этом году Россия, как и весь мир, столкнулась с пандемией коронавируса, которая не могла не повлиять на работу реставраторов и всех, кто включен в этот процесс.
Говоря об основных тенденциях сохранения объектов культурного и исторического наследия в России на современном этапе, Павел Шишмарев, член Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, назвал основной задачей сохранение наследия нашей страны с учетом законодательной базы и отметил активную позицию гражданского общества, которое, безусловно, участвует в этом процессе.
«Основной момент — это популяризация, привлечение общественного контроля в сферу сохранения культурного наследия», — добавил Павел Шишмарев.
Александр Кожин, председатель Совета Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории культуры, поддержал своего коллегу, а также рассказал, какие изменения привнесла пандемия коронавируса в сферу охраны исторического наследия. «Недавно возникла необходимость выйти на объект, по которому было много обращений. Комитет этого сделать не мог, так как работать без масштабной проверки невозможно, а проводить такие проверки запрещено по распоряжению премьер-министра РФ до конца года. В этой ситуации подключились мы, и в рамках волонтерского движения нам удалось выйти на место, поговорить с жильцами и собственниками и при содействии государственных органов сохранить объект», — рассказал он.
Ирина Коробова, заместитель председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области, напомнила, что сохранение объектов культурного наследия — это обязанность собственников, комитет же, в свою очередь, занимается государственной охраной таких объектов.
По словам эксперта, для того чтобы защитить объекты культурного наследия, необходимо полностью обеспечить их документами, в которых будут четко установлены границы территорий этих объектов и их охранные зоны. «В Ростовской области сейчас ведется глобальная работа по установлению таких территорий и зон», — отметила Ирина Коробова.
Реставрация как духовная ценность. Пандемия ощутимо затронула образовательную сферу. Елена Борзова, президент Санкт-Петербургского института искусств и реставрации, рассказала, какие в сложившихся условиях существуют проблемы в обучении реставраторов.
«Готовить специалистов-реставраторов достаточно сложно. Сложность заключается в том, что эти специалисты должны знать все о культурном богатстве, которое принадлежит нашей стране и миру, понимать его ценность и ответственно подходить к своей работе, потому что реставрация любого культурного объекта — это достаточно сложная вещь. Чтобы подготовить специалиста такого уровня, помимо обучения непосредственно самому процессу, методам и средствам реставрации, в учебный план вуза необходимо включить целый комплекс гуманитарных, можно сказать, философских предметов, потому что сама реставрация представляет собой духовную ценность. Студенты тоже должны знать, чтобы понимать в дальнейшем, как и что им использовать, чтобы сохранить памятник культуры».
Елена отметила, что дистанционный метод обучения для реставраторов достаточно проблематичен, потому что их профессия и квалификационные работы требуют практических навыков.
Реставрационные компании также не могут полностью перейти на удаленный формат работы. О том, как повлияли экономический кризис и пандемия на организацию комплекса реставрационных работ, рассказали представители строительных компаний.
Анжела Зубченко, директор по корпоративным коммуникациям группы компаний «Геоизол», отметила, что работа их предприятия не останавливалась ни на один день, и то, что государственный заказ сейчас преобладает над коммерческим, обеспечило «Геозилу» запас прочности.
«Компания была включена в перечень организаций, важных для оборонного комплекса страны, и это позволило нам работать на всех объектах, в том числе и на объектах культурного наследия. Таким образом, соблюдая все меры безопасности, нам удалось сохранить рабочие места, и сотрудники наши не пострадали».
Генеральный директор ООО «АСМ групп» Алексей Михайлов рассказал, что за время пандемии из 52 объектов были остановлены только шесть, что является неплохим показателем, учитывая ситуацию. Также он отметил, что проблемой стала работа на удаленке, с которой компания прежде не сталкивалась. Все это сказывается не столько на качестве работы, сколько на времени ее выполнения.
«Работать удаленно над объектами с прежними сроками — это достаточно большая проблема», — сказал Алексей Михайлов.
Также он обозначил такие проблемы, как контроль качества работы на объектах в других регионах и отсутствие поддержки от государства.
Но не только проблемы и сложности возникли в период пандемии. Елена Коннова, руководитель службы маркетинга ООО «Реммерс», поделилась информацией о достижениях компании в этот непростой период. По ее словам, была развита собственная логистическая сеть, придумана система контроля работы на объектах онлайн, разработана серия программ обучения для партнеров в онлайн-режиме.
«За весенний период мы провели около 20 вебинаров по реставрации. Этот опыт для нас был удачным», — отметила она.
Сфера сохранения объектов исторического и культурного наследия пострадала из-за пандемии коронавируса не меньше, чем другие сферы деятельности. Отраслевые компании лишились некоторых заказов, многие сроки действующих заказов сдвинулись на неопределенный срок. Переход на удаленный режим дался тяжело, потому что это нововведение проблематично осуществлять в такой деятельности, как реставрация и надзор за осуществлением работы на объектах культурного наследия. Эта проблема коснулась и университетов, которые готовят будущих специалистов, потому как для качественного образования и отработки навыков дистанционный режим не подходит.
Однако эта ситуация научила всех быстро перестраиваться, находить новые технологии и подходы, инновационные методы работы, чтобы остаться на плаву и справиться с возникшими проблемами. Этот опыт будет, безусловно, полезен в дальнейшей организации работы как частных компаний, так и общественных организаций, институтов и учреждений культуры.