Нередко нам кажется, что все наши педагогические усилия проходят бесследно для наших детей. Тогда мы закатываем глаза и спрашиваем: «Ну сколько можно повторять?!», ну потому что действительно — сколько? Впрочем, чаще всего проблема не в количестве повторений и громкости нашего голоса, а в чем-то совершенно другом.
Если ваша воспитательная стратегия привела вас в тупик, значит, надо что-то менять. Но сперва задайте себе семь важных вопросов, чтобы проанализировать, что может быть не так.
У меня реалистичные ожидания?
Для начала займитесь самообразованием: изучите нормы развития детей разных возрастов (не только физического, но и интеллектуального, и эмоционального) и сопоставьте их со своими требованиями. Например, истерики и неусидчивость у двухлеток — это абсолютно нормально, так же, как и протестные настроения у подростков.
Обладая релевантными знаниями об особенностях развития детей, вы сможете не только скорректировать свои ожидания, но и лучше понимать потребности своего ребенка. Устанавливайте правила, которые соответствуют возрасту вашего ребенка и не требуйте от него больше того, на что он способен.
Насколько последовательны мои дисциплинарные решения?
Правила работают только тогда, когда они предсказуемы. Если последствия «неправильного» поведения наступают в двух случаях из трех, у вашего ребенка есть неплохой шанс нарушить правила и остаться безнаказанным, и он довольно быстро это поймет.
Также важно помнить о том, что в отдельных случаях для того, чтобы изменить поведение ребенка, требуется немало времени. Если вы отправили ребенка в свою комнату после большого скандала, не стоит ждать, что подобное больше никогда не повторится. Освоение новых навыков требует времени и терпения.
Делаю ли я что-нибудь для подкрепления плохого поведения?
Иногда родители сами бессознательно подталкивают своих детей в сторону неправильных решений. Например, если ваш ребенок намеренно пропустил автобус, и вы отвезли его в школу на машине, вы показываете ему, что наградой за плохое поведение является бесплатная поездка на машине.
Также дети воспринимают внимание — даже негативное — как поощрение. Чтобы не поддерживать плохое поведение, иногда лучше его просто проигнорировать, чем уделять ему свое внимание. Это может привести к тому, что, убедившись в неэффективности своих методов, ваш ребенок начнет искать новые, более продуктивные способы привлечь ваше внимание.
Есть ли у меня способы поощрения хорошего поведения?
Многие взрослые не хотят ходить на работу без зарплаты, а многие дети не видят смысла менять свое поведение без четкого понимания того, что можно за это получить.
Не ограничивайтесь одними только негативными последствиями в случае плохого поведения, помните и о важности позитивных последствий в случае хорошего поведения тоже. Детям помладше подойдет таблица с наклейками за каждое достижение, детям постарше — система вознаграждений. Даже подросткам важно ваше признание, когда они принимают правильные решения. Хвалите детей чаще независимо от возраста.
Знаю ли я, как научить ребенка новым навыкам?
Некоторые поведенческие проблемы возникают потому, что дети просто не знают, как еще можно повести себя в определенной ситуации. Например, если ваш ребенок дерется, когда у него плохое настроение, недостаточно просто сказать ему, чтобы он прекратил. Поговорите с ним, объясните, почему драка — не способ разрядки и, что самое главное, предложите «легальные» и безобидные способы разрядки.
В некоторых случаях вы можете попробовать ролевые игры, чтобы потренироваться в использовании новых поведенческих навыков. Не забывайте хвалить ребенка и радоваться, когда он самостоятельно делает выбор в пользу правильного поведения.
Есть ли кто-то, кто мне противоречит?
Если рядом с ребенком есть взрослые, которые устанавливают свои правила, противоречащие вашим, вам стоит вмешаться в этот процесс. Поговорите с партнером, родственниками, воспитателями или учителями, донесите до них свои правила и ценности. Противоречивые сигналы, поступающие от значимых взрослых в жизни ребенка, приводят к непониманию и конфликтам.
Вместо того, чтобы перетягивать одеяло на себя, постарайтесь выработать общую воспитательную стратегию совместно с другими взрослыми и вместе следить за тем, чтобы она работала эффективно. Если достичь соглашения не удастся, то, возможно, придется ограничить общение ребенка с взрослыми, которые целенаправленно подрывают ваш авторитет в глазах ребенка.
Насколько важны те изменения, которых я пытаюсь добиться?
Иногда родители так зацикливаются на стремлении изменить поведение ребенка, что даже забывают о том, зачем они все это затеяли.
Например, если ребенок отказывается ходить в школу, то это проблема, которую требуется решить. Если ребенок отказывается ходить в кружок или спортивную секцию, то это сложно назвать проблемой, это просто его выбор. Да, возможно, вы убеждены, что это очень полезно, но если он по каким-то причинам не хочет туда ходить, то надо оставить за ним это право.
Нередко, когда родители делают что-то «в лучших интересах ребенка», они делают совсем не то, что хочет ребенок. В итоге это приводит к конфликтам и разногласиям, которые в дальнейшей перспективе не имеют никакого смысла.
Если вы не уверены, стоит ли вводить новые правила и проявлять строгость и настойчивость в каком-то вопросе, то сделайте шаг назад и оцените обстановку. Если речь идет о чем-то, что не принесет вашему ребенку вреда в будущем, то, вероятно, стоит уступить и разрешить ребенку не делать того, чего он не хочет. Вместо этого поддерживайте интересы ребенка и принимайте участие в том, что выбирает он сам.
Опубликовано 17 июля 2020
Материалы по теме
Повторный брак. Работа над ошибками
10.07.2020
Интернет-угроза: шаги по предотвращению вреда детям и подросткам
07.07.2020
Самоизоляция и депривация: чем может помочь психолог?
01.07.2020
Интернет-угроза: как понять, что ребенок в опасности?
30.06.2020
Активизация отцовской позиции в семейной системе
19.06.2020
Питомец в помощь родителям
12.06.2020
Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
04.06.2020
Перепишите сюжет: действенный способ справиться с ночными кошмарами у ребёнка
15.05.2020
Групповые формы психологической работы с детьми и подростками онлайн
15.05.2020
Как помочь подростку пережить безответную любовь
27.04.2020
Ты не заслужил победы. Как реагировать на неудачи детей в спорте?
23.04.2020
«Не буду старшим!»: нарушения поведения у детей после рождения младшего ребёнка
21.04.2020