Найти тему
Московские истории

О моде 1980-х на поэтические пародии: "Взять не самую удачную строчку и, доводя до абсурда, всячески ее интерпретировать"

1980-е годы прошлого столетия ознаменовались не только перестройкой 1985 года, но и расцветом сатиры и юмора в печати, на радио и телевидении. А также модой на пародии, преимущественно – поэтические, возникшей с лёгкой руки поэта-пародиста Александра Иванова. На этот же период приходится очередная «проба пера» Владимира Ергакова, решившегося спародировать самого Андрея Вознесенского. Об этом его рассказ.

Александр Иванов (1936-1996) – бессменный ведущий популярной в 80-е годы телепрограммы «Вокруг смеха».
Александр Иванов (1936-1996) – бессменный ведущий популярной в 80-е годы телепрограммы «Вокруг смеха».

В литературно-художественном журнале «Юность», чьим главным редактором после смерти Бориса Полевого в 1981 году стал поэт Андрей Дементьев, не только печатались новинки прозы и поэзии тех лет, но и имелся свой юмористический раздел – сначала он выходил под названием «Пылесос», а позже как «Зелёный портфель». В этом разделе Александр Иванов, постоянный автор «Клуба 12 Стульев» «ЛГ», тоже публиковал свои поэтические пародии.

Это не были стихи, которые бы в утрированной, подчас в гротескной форме отражали особенности стиля пародируемого автора. Сан Саныч просто брал не самые удачные строчку или даже отдельные слова и, доводя до абсурда, всячески их интерпретировал. Получалось смешно.

Менялись московские адреса редакции журнала «Юность», однако неизменной оставалась вывеска на входе с эмблемой – линогравюрой работы Стасиса Красаускаса (1929-1977).
Менялись московские адреса редакции журнала «Юность», однако неизменной оставалась вывеска на входе с эмблемой – линогравюрой работы Стасиса Красаускаса (1929-1977).

И вот в 9-м номере «Юности» за 1984 год моё внимание привлёк цикл стихов Андрея Вознесенского под общим названием «Требуются подвижники». В частности - стихотворение «Тебе», написанное в 1980 году на мотив Аттилы Йожефа (1905-1937), известного венгерского поэта с трагической судьбой.

Поэт Андрей Вознесенский и главный редактор «Юности» Андрей Дементьев в редакции журнала на снимке Бориса Бабанова (РИА «Новости»).
Поэт Андрей Вознесенский и главный редактор «Юности» Андрей Дементьев в редакции журнала на снимке Бориса Бабанова (РИА «Новости»).

В голову закралась шальная мысль: а не написать ли на это поэтическое произведение пародию? Тем более что примеры творчества Александра Иванова, крайне популярного в 80-е годы, были у меня перед глазами.

Пародия была написана мною на удивление быстро, однако неожиданно возникла проблема с идентификацией жанра: пародия это, подражание или стихотворная рецензия? Тем не менее, я, передоверив эту проблему адресатам, набрался наглости и выслал своё творение в «Литературную газету». С прицелом всё же на 16-ю страницу «ЛГ». Её, как известно, занимал «Клуб 12 Стульев», и она полностью была посвящена сатире и юмору.

-4
-5

Отправил письмо, особо не надеясь на ответ, поскольку в 1976 году, как уже писал ранее, отправленные в «ЛГ» мои стихотворные посвящения Евгению Сазонову и его жене то ли не дошли до адресата, то ли адресат не счёл нужным на них отреагировать.

Ан нет! Не прошло и полутора месяцев, как на мой почтовый адрес поступил ответ от литконсультанта «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты», московской поэтессы Ирины Путяевой.

-6

Самое интересное, что в её ответе было перечислено всё то, чего никогда НЕ придерживался в своём творчестве пародист Александр Иванов.

В начале 1985 года я узнал, что в список лауреатов ежегодной премии имени Бориса Полевого, которой награждались по традиции авторы лучших публикаций в «Юности», по итогам прошедшего года, вошёл Андрей Вознесенский. За цикл стихов «Требуются подвижники» (№ 9, 1984). В одном из стихотворений которого, как вынуждена была признать в ответе мне г-жа Путяева, есть «неудачные строчки, ...нехарактерные в целом для поэзии А. Вознесенского». Однако, видимо, всё же вполне достойные премии имени Бориса Полевого.

Поэт Андрей Вознесенский.
Поэт Андрей Вознесенский.

Что касается моего отношения к переписке с «Литературной газетой», то изначально я уж точно не питал никаких иллюзий насчёт возможной публикации. Так что не скажу, будто ответ меня расстроил. Вовсе нет. Он меня «улыбнул»! Особенно – фразой: «...чего в присланном материале обнаружить не удалось».

Предыдущее: Цветной бульвар, "ЛГ": "Я загорелся идеей и отправил на конкурс свой опус".