Найти в Дзене
Владимирский тяжеловоз

"Откройте-ка багажник", — как отличить осмотр от досмотра и обыска? Два часа изучал правовые акты, чтобы понять

Этот материал появился не просто так. Буквально на днях поеду с юга по М4 и захотел исключительно для себя разобраться в этом вопросе. Когда начинаешь смотреть информацию в интернете, натыкаешься на какой-то сумбур из серии "багажник не открывайте, из машины не выходите, а то подбросят автомат Калашникова".

Разумеется, такого ответа мне было недостаточно, поэтому пришлось потратить пару часов на изучение правовых актов. Поскольку смотрел для себя, времени не жалел. Теперь разложил себе в голове всю информацию по полочкам и делюсь с Вами...

Будем разбирать, что из баек про нерадивых инспекторов ДПС правда в 2020 году, а что нет...
Будем разбирать, что из баек про нерадивых инспекторов ДПС правда в 2020 году, а что нет...

Начнем по порядку: что такое осмотр? Пункт 197 Административного регламента МВД определяет осмотр как "визуальное обследование транспортного средства". Формулировка очень расплывчатая, но основной смысл следующий — смотреть можно, трогать нельзя. Напоминает правила посещения заведений весьма распространенного типа...

Основаниями для проведения осмотра нам с Вами даже говолу забивать не стоит: там и ориентировки, и любая другая оперативная информация, и просто сверка номеров авто с теми, что в СТС. В общем, здесь даже не стоит "упираться рогом" и требовать от инспектора основания для проведения осмотра — он всегда найдет, чем отмахнуться.

Общение с инспекторами по поводу скоростного режима пока не берем, говорим только про осмотр и досмотр вещей
Общение с инспекторами по поводу скоростного режима пока не берем, говорим только про осмотр и досмотр вещей

В ходе осмотра инспектор может попросить открыть багажник, двери, капот, бардачок и еще что бы то ни было, но ему можно в этом отказать. Если решили так делать, то говорите, что требуете протокола о досмотре.

Понятие "досмотр" регулируется статьей 27.7 КоАП и пунктом 202 Административного регламента МВД. Досмотр — это (цитата) "обследование транспортного средства без нарушения его конструктивной целостности". Другими словами, смотреть можно, трогать можно, а ломать нельзя.

Во время досмотра с протоколом инспектор имеет право смотреть вещи, но не нарушая целостности авто
Во время досмотра с протоколом инспектор имеет право смотреть вещи, но не нарушая целостности авто

Что это значит? Заглянуть в бардачок, самостоятельно открыв его, инспектор может, а снять бампер, чтобы посмотреть, не припрятано ли там у Вас что-то запрещенное — нет. Но в любом случае если дело дошло до досмотра, то сначала составляется протокол, а потом уже проверяются вещи.

Есть еще один значительный нюанс о том, что личный досмотр должен проводиться инспектором того же пола, что и водитель. Соответственно, если за рулем женщина, то и проводить досмотр ее вещей должна тоже женщина. Прописано это в Законе исключительно чтобы, извините, инспектор мужского пола не тряс женским исподним, найденным в вещах — некультурно это, и нарушается пункт 27.7 КоАП...

В случае, если за рулем мужчина, то все проще, так как инспекторы на постах стоят в основном мужского пола
В случае, если за рулем мужчина, то все проще, так как инспекторы на постах стоят в основном мужского пола

А что тогда такое обыск? Обыск — это вообще не про инспекторов и трассу. Обыск применяется только в процессе следствия по уголовному делу. Пока дело не заведено, не может быть и обыска. Обыск регулируется статьей УПК 182. В процессе обыска может нарушаться целостность вещей: могут разбить копилку, чтобы посмотреть ее содержимое, вскрыть обшивку авто и так далее.

Так что в итоге? Открывать багажник или нет, когда инспектор просит?

От осмотра можно отказаться и не открывать багажник, капот и двери, но тогда инспектор вполне возможно пойдет на составление протокола и оформление досмотра чисто из "вредности": все мы люди и ничто человеческое инспекторам не чуждо.

Открыть багажник без протокола можно, но тогда нужно следить за действиями инспектора
Открыть багажник без протокола можно, но тогда нужно следить за действиями инспектора

В любом случае если знать вышеприведенные правовые акты, права вы свои отстоять сможете. Другой вопрос – какой ценой? Досмотр — это дело минут на сорок минимум, а обычно намного больше, если вещей немало. На юг все едут груженые, а время терять не хочется.

Но еще больше не хочется быть подставленным... В общем, здесь все остается на Вашей совести. Ни в какую не хотите открывать багажник без протокола? Имеете на это полное право, но тогда будьте готовы потерять энное количество времени на досмотр. Согласились открыть капот и багажник без протокола? Внимательнее наблюдайте за инспектором — вот и все советы!

Ну, а про то, какие номера больше всего "любят" южные инспекторы, я писал здесь. Все исключительно по моим наблюдениям...