Начало темы читайте в статье: Шедевры XX века, с которых начинался индийский кинематограф
Бродяга / Awara, 1951
Режиссер: Радж Капур
В ролях: Радж Капур, Наргис
Композиторы: Шанкар и Джайкишан
Фильм, с которым Радж Капур вошел в историю кино как Индии, так и всего мира. Сам Капур считал своим главным фильмом Mera Naam Joker («Мое имя клоун»), но для всего мира его самое известное и важное творение — конечно «Бродяга».
Радж Капур со сценаристом Ходжой Ахмадом Аббасом, убежденным марксистом и сценаристом, придумали историю, базирующуюся на одном из самых популярных сюжетов индийской мифологии (отец Раджа выгоняет похищенную разбойником и заподозренную в неверности жену, как Рама Ситу), но перенесли ее в современный город.
Капур-режиссер разбавил действие эффектно поставленными песнями, в том числе легендарной Awaara Hoon, и мелодраматическими поворотами. Благодаря этому фильм, откровенно рассказывающий о несправедливости общества, стал суперхитом и открыл индийским режиссерам новый способ рассказывать о социальных проблемах.
И в Индии, и в СССР он был популярен в первую очередь как образцовое жанровое кино, а куски сюжета «Бродяги» до сих пор кочуют из фильма в фильм по всей Индии. Образ «бродяги» стал таким же узнаваемым в Болливуде, как и чаплиновский Чарли, и Ранбир Капур явно и сознательно изображает дедушку в дебютной роли в «Возлюбленной / Saawariya.
Два бигха земли / Do Bigha Zamin, 1953
Режиссер: Бимал Рой
В ролях: Балрадж Сахни, Нирупа Рой
Композитор: Салил Чоудхари
Вдохновленный шедевром итальянского неореализма «Похитители велосипедов» Витторио де Сики, фильм Бимала Роя — еще один прародитель «параллельного кино» и отчасти — «среднего кино» 1970-х. В отличие от де Сики и еще одного его поклонника, Сатъяджита Рея, Бимал Рой решил взять на главные роли известных актеров, и добавил музыкальные номера, поскольку надеялся на коммерческий успех (впрочем надежды не оправдались).
Балрадж Сахни перед съемками похудел на несколько килограмм и поработал в Бомбее рикшей, чтобы лучше понять своего героя. В результате его усилий роль Шамбу стала одним из высших актерских достижений Болливуда, а для Сахни стала прорывом к настоящей известности и славе.
Его жену играла Нирупа Рой, которая до того была известна по ролям богинь в мифологических фильмах, и пресса была изумлена, как органично она изобразила на экране несчастную крестьянку.
«Два бигха земли» показывали на Каннском фестивале, где он заслужил диплом, на фестивале в Карловых Варах (приз за фильм о социальных проблемах), а на первой церемонии Filmfare Awards он стал «фильмом года».
В отличие от Раджа Капура и многих других режиссеров, которые в 1950-е видели все зло в городах, и противопоставляли их деревенской невинности, Рой не строил иллюзий, и бесстрастно фиксировал одинаковые приметы жадности и бесчеловечности и там, и там. Тема актуальна до сих пор, достаточно вспомнить Жизнь Пипли / Peepli Live, который развивает те же идеи на современном материале.
Жажда / Pyaasa, 1957
Режиссер: Гуру Датт
В ролях: Гуру Датт, Вахида Рехман, Мала Синха, Джонни Уокер, Рехман
Композитор: С.Д.Бурман
Гуру Датт – один из главных режиссеров в истории Болливуда, которому последующие авторы обязаны очень многим. Технически и повествовательно «Жажда» — один из самых изобретательных фильмов 1950-х, поскольку Датт хорошо знал мировое кино и отлично умел использовать его открытия. Удивительным образом, история о разочарованном в мире поэте, у которого завязался роман с прocтитyткoй, оказалась вполне успешной в прокате. Датт до «Жажды» снимал жанровое кино, в том числе детективы, и умел выстроить увлекательный сюжет.
Популярности фильма способствовали открытая Даттом очаровательная Вахида Рехман и музыка С.Д.Бурмана, — саундтрек Pyaasa входит в число величайших в истории индийского кино. Кроме виртуозной изобретательности композитора, пронзительных стихов Сахира Лудхианви и выдающейся работы певцов Мохамеда Рафи и Гиты Датт, непреходящей популярности популярности песен служит то, как они сняты.
Датт был первым режиссером, который стал делать песни частью действия, а не его перерывом — почти все песни что-то добавляют к сюжету и двигают его вперед.
Датт представляет свой вариант соединить социальное высказывание с артистическим подходом, но его метод мало кому дается. Его стиль постановки песен впоследствии освоят многие режиссеры, так же как и многие визуальные находки, но прямых наследников у поэтического и при этом лишенного иллюзий взгляда Датта так и не нашлось.
Мать Индия / Mother India, 1957
Режиссер: Мехбуб Кхан
В ролях: Наргис, Сунил Датт, Раджендра Кумар
Композитор: Наушад
Первый индийский претендент на Оскар, попавший в шорт-лист премии, крайне успешный и на родине. Кстати, в фильме Черный рынок / Kaala Bazaar (1960) герой Дева Ананда, билетный спекулянт, продает втридорога билеты именно на «Мать Индию» — так коллеги отсалютовали успеху Кхана.
Практически эпос, который показывает всю жизнь индийской женщины, от замужества до старости. Самая известная роль Наргис за всю ее карьеру. Никакого гламура — крестьянская девушка выходит замуж, рожает детей и сражается с ростовщиком и неурожаем, чтобы вырастить сыновей.
В самом известном кадре из фильма героиня впрягается в плуг вместо буйвола, чтобы вспахать семейное поле. Авторы очевидно превращают свою героиню в символ не только Индии, но и самой «Матери Земли», которая всегда оправляется от всех несчастий и бесконечно добра к своим детям, но может быть и чрезвычайно суровой, если кто-то нарушает ее основные законы.
28-летняя в тот момент Наргис играла пожилую мать двух взрослых сыновей, а для исполнявших их роли Сунила Датта и Раджендры Кумара это фильм стал первым большим успехом. Кстати, силу воздействия «Матери Индии» можно оценить и по тому, что даже легенды со съемочной площадки стали основой для сцен в других фильмах: на съемках Сунил Датт спас Наргис из загоревшихся стогов (вспомним «Ом Шанти Ом»).
Главное же наследие «Матери Индии» — возможность поставить мощный женский образ в центр сюжета и точно отмеренная степень правдоподобия, с которой стоит изображать деревенскую жизнь в мейнстримных фильмах.
Два глаза, двенадцать рук / Do Ankhen Barah Haath, 1958
Режиссер: В.Шантарам
В ролях: В.Шантарам, Сандхья
Композитор: Васант Десаи
Самый наверное малоизвестный фильм из всех перечисленных, и самый малоизвестный автор — В.Шантарам был первопроходцем во многих областях создания фильмов, создал первый детский фильм в стране, впервые использовал съемку с операторской тележки и анимационные фрагменты в игровом фильме, но сегодня его имя даже в Индии известно только синефилам.
Хотя история про реформу тюремной системы, где главный герой забирает шестерых преступников в «открытую тюрьму» (работать на ферме без охраны) стала, например, первым индийским фильмом, получившим «Золотой глобус» за иностранный фильм, а так же «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.
National Award за лучший фильм Шантарам разумеется тоже получил. Во время выпуска Do Ankhen Barah Haath был очень успешным и шел 60 недель в кинотеатре Opera House, но сегодня из фильма массово помнят только трогательную песню Васанта Десаи «Aye maalik tere bande hum», которая стала гимном во многих тюрьмах и (неожиданно) школах.
Влияние Do Aankhen Barah Haath оказалось скорее социальным: многие из тех, кто пытался и пытается реформировать тюремную систему в Индии, признаются в том, какое огромное впечатление на них произвел этот фильм. Из режиссеров социальные идеи В.Шантарама явно повлияли на авторов Dushman, Моя Родина и даже Месть и закон.
#о фильмах Bollywoodtime
Автор - Anita
Специально для Bollywoodtime
Спасибо за интерес к статье и лайки 💋 . Еще больше интересного об индийском кинематографе можно узнать, подписавшись на канал Bollywoodtime 💕 .