Найти тему
Bollywoodtime

Легендарные фильмы Болливуда 1950-х

Начало темы читайте в статье: Шедевры XX века, с которых начинался индийский кинематограф

Бродяга / Awara, 1951

Индийский фильм Бродяга стал сенсацией в Южной Азии и нашел еще больший успех за рубежом - в Советском Союзе, Восточной Азии, Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.
Индийский фильм Бродяга стал сенсацией в Южной Азии и нашел еще больший успех за рубежом - в Советском Союзе, Восточной Азии, Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

Режиссер: Радж Капур
В ролях: Радж Капур, Наргис
Композиторы: Шанкар и Джайкишан

Фильм, с которым Радж Капур вошел в историю кино как Индии, так и всего мира. Сам Капур считал своим главным фильмом Mera Naam Joker («Мое имя клоун»), но для всего мира его самое известное и важное творение — конечно «Бродяга».

Радж Капур со сценаристом Ходжой Ахмадом Аббасом, убежденным марксистом и сценаристом, придумали историю, базирующуюся на одном из самых популярных сюжетов индийской мифологии (отец Раджа выгоняет похищенную разбойником и заподозренную в неверности жену, как Рама Ситу), но перенесли ее в современный город.

В 2012 году "Бродяга" был включен в список 100 лучших фильмов всех времен по версии издания Time.
В 2012 году "Бродяга" был включен в список 100 лучших фильмов всех времен по версии издания Time.

Капур-режиссер разбавил действие эффектно поставленными песнями, в том числе легендарной Awaara Hoon, и мелодраматическими поворотами. Благодаря этому фильм, откровенно рассказывающий о несправедливости общества, стал суперхитом и открыл индийским режиссерам новый способ рассказывать о социальных проблемах.

И в Индии, и в СССР он был популярен в первую очередь как образцовое жанровое кино, а куски сюжета «Бродяги» до сих пор кочуют из фильма в фильм по всей Индии. Образ «бродяги» стал таким же узнаваемым в Болливуде, как и чаплиновский Чарли, и Ранбир Капур явно и сознательно изображает дедушку в дебютной роли в «Возлюбленной / Saawariya.

Два бигха земли / Do Bigha Zamin, 1953

Два бигха земли - фильм, получивший первый Filmfare Awards и объездивший самые крупные кинофестивали по всему миру.
Два бигха земли - фильм, получивший первый Filmfare Awards и объездивший самые крупные кинофестивали по всему миру.

Режиссер: Бимал Рой
В ролях: Балрадж Сахни, Нирупа Рой
Композитор: Салил Чоудхари

Вдохновленный шедевром итальянского неореализма «Похитители велосипедов» Витторио де Сики, фильм Бимала Роя — еще один прародитель «параллельного кино» и отчасти — «среднего кино» 1970-х. В отличие от де Сики и еще одного его поклонника, Сатъяджита Рея, Бимал Рой решил взять на главные роли известных актеров, и добавил музыкальные номера, поскольку надеялся на коммерческий успех (впрочем надежды не оправдались).

Кадр из фильма "Два бигха земли"
Кадр из фильма "Два бигха земли"

Балрадж Сахни перед съемками похудел на несколько килограмм и поработал в Бомбее рикшей, чтобы лучше понять своего героя. В результате его усилий роль Шамбу стала одним из высших актерских достижений Болливуда, а для Сахни стала прорывом к настоящей известности и славе.

Его жену играла Нирупа Рой, которая до того была известна по ролям богинь в мифологических фильмах, и пресса была изумлена, как органично она изобразила на экране несчастную крестьянку.

«Два бигха земли» показывали на Каннском фестивале, где он заслужил диплом, на фестивале в Карловых Варах (приз за фильм о социальных проблемах), а на первой церемонии Filmfare Awards он стал «фильмом года».

В отличие от Раджа Капура и многих других режиссеров, которые в 1950-е видели все зло в городах, и противопоставляли их деревенской невинности, Рой не строил иллюзий, и бесстрастно фиксировал одинаковые приметы жадности и бесчеловечности и там, и там. Тема актуальна до сих пор, достаточно вспомнить Жизнь Пипли / Peepli Live, который развивает те же идеи на современном материале.

Жажда / Pyaasa, 1957

"Жажда" - один из самых изобретательных фильмов 1950-х.
"Жажда" - один из самых изобретательных фильмов 1950-х.

Режиссер: Гуру Датт
В ролях: Гуру Датт, Вахида Рехман, Мала Синха, Джонни Уокер, Рехман
Композитор: С.Д.Бурман

Гуру Датт – один из главных режиссеров в истории Болливуда, которому последующие авторы обязаны очень многим. Технически и повествовательно «Жажда» — один из самых изобретательных фильмов 1950-х, поскольку Датт хорошо знал мировое кино и отлично умел использовать его открытия. Удивительным образом, история о разочарованном в мире поэте, у которого завязался роман с прocтитyткoй, оказалась вполне успешной в прокате. Датт до «Жажды» снимал жанровое кино, в том числе детективы, и умел выстроить увлекательный сюжет.

Гуру Датт и Мала Синха в фильме "Жажда".
Гуру Датт и Мала Синха в фильме "Жажда".

Популярности фильма способствовали открытая Даттом очаровательная Вахида Рехман и музыка С.Д.Бурмана, — саундтрек Pyaasa входит в число величайших в истории индийского кино. Кроме виртуозной изобретательности композитора, пронзительных стихов Сахира Лудхианви и выдающейся работы певцов Мохамеда Рафи и Гиты Датт, непреходящей популярности популярности песен служит то, как они сняты.

Датт был первым режиссером, который стал делать песни частью действия, а не его перерывом — почти все песни что-то добавляют к сюжету и двигают его вперед.

Датт представляет свой вариант соединить социальное высказывание с артистическим подходом, но его метод мало кому дается. Его стиль постановки песен впоследствии освоят многие режиссеры, так же как и многие визуальные находки, но прямых наследников у поэтического и при этом лишенного иллюзий взгляда Датта так и не нашлось.

Мать Индия / Mother India, 1957

Наргис Датт. Самый известный кадр из фильма "Мать Индия", когда героиня впрягается в плуг вместо буйвола, чтобы вспахать семейное поле.
Наргис Датт. Самый известный кадр из фильма "Мать Индия", когда героиня впрягается в плуг вместо буйвола, чтобы вспахать семейное поле.

Режиссер: Мехбуб Кхан
В ролях: Наргис, Сунил Датт, Раджендра Кумар
Композитор: Наушад

Первый индийский претендент на Оскар, попавший в шорт-лист премии, крайне успешный и на родине. Кстати, в фильме Черный рынок / Kaala Bazaar (1960) герой Дева Ананда, билетный спекулянт, продает втридорога билеты именно на «Мать Индию» — так коллеги отсалютовали успеху Кхана.

Практически эпос, который показывает всю жизнь индийской женщины, от замужества до старости. Самая известная роль Наргис за всю ее карьеру. Никакого гламура — крестьянская девушка выходит замуж, рожает детей и сражается с ростовщиком и неурожаем, чтобы вырастить сыновей.

Участие в этом фильме принесло Наргис личное счастье - именно на съемках "Матери Индии" она полюбила Сунила Датта и позже вышла за него замуж.
Участие в этом фильме принесло Наргис личное счастье - именно на съемках "Матери Индии" она полюбила Сунила Датта и позже вышла за него замуж.

В самом известном кадре из фильма героиня впрягается в плуг вместо буйвола, чтобы вспахать семейное поле. Авторы очевидно превращают свою героиню в символ не только Индии, но и самой «Матери Земли», которая всегда оправляется от всех несчастий и бесконечно добра к своим детям, но может быть и чрезвычайно суровой, если кто-то нарушает ее основные законы.

28-летняя в тот момент Наргис играла пожилую мать двух взрослых сыновей, а для исполнявших их роли Сунила Датта и Раджендры Кумара это фильм стал первым большим успехом. Кстати, силу воздействия «Матери Индии» можно оценить и по тому, что даже легенды со съемочной площадки стали основой для сцен в других фильмах: на съемках Сунил Датт спас Наргис из загоревшихся стогов (вспомним «Ом Шанти Ом»).

Главное же наследие «Матери Индии» — возможность поставить мощный женский образ в центр сюжета и точно отмеренная степень правдоподобия, с которой стоит изображать деревенскую жизнь в мейнстримных фильмах.

Два глаза, двенадцать рук / Do Ankhen Barah Haath, 1958

Постер к фильму "Два глаза, двенадцать рук"
Постер к фильму "Два глаза, двенадцать рук"

Режиссер: В.Шантарам
В ролях: В.Шантарам, Сандхья
Композитор: Васант Десаи

Самый наверное малоизвестный фильм из всех перечисленных, и самый малоизвестный автор — В.Шантарам был первопроходцем во многих областях создания фильмов, создал первый детский фильм в стране, впервые использовал съемку с операторской тележки и анимационные фрагменты в игровом фильме, но сегодня его имя даже в Индии известно только синефилам.

Хотя история про реформу тюремной системы, где главный герой забирает шестерых преступников в «открытую тюрьму» (работать на ферме без охраны) стала, например, первым индийским фильмом, получившим «Золотой глобус» за иностранный фильм, а так же «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.

-10

National Award за лучший фильм Шантарам разумеется тоже получил. Во время выпуска Do Ankhen Barah Haath был очень успешным и шел 60 недель в кинотеатре Opera House, но сегодня из фильма массово помнят только трогательную песню Васанта Десаи «Aye maalik tere bande hum», которая стала гимном во многих тюрьмах и (неожиданно) школах.

Влияние Do Aankhen Barah Haath оказалось скорее социальным: многие из тех, кто пытался и пытается реформировать тюремную систему в Индии, признаются в том, какое огромное впечатление на них произвел этот фильм. Из режиссеров социальные идеи В.Шантарама явно повлияли на авторов Dushman, Моя Родина и даже Месть и закон.

#о фильмах Bollywoodtime

Автор - Anita
Специально для Bollywoodtime

Спасибо за интерес к статье и лайки 💋 . Еще больше интересного об индийском кинематографе можно узнать, подписавшись на канал Bollywoodtime 💕 .

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц