Найти тему
Вездеходы России

Путешествие на Шерпе по Кольскому. Часть 2

Продолжение путешествия, начало тут

Вещи часто не такие, как мы думаем. Освещаемый ярким солнцем, сверкающий на фоне синего в барашках облаков неба, вдающийся глубоко в море мыс — холодный, как зачем-то положенный за пазуху кусок льда.

Через пару часов после приземления и последующего отлета нашего вертолета, чуть не раскидавшего шатры и палатки, я надел всю теплую одежду, что взял с собой. Термобелье, жилетку, пуховик, мембранную куртку. И не скажу, что теперь мне было тепло… Суровое северное лето.

-2

Зато вид — ошеломляющий. Чем-то похоже на мыс Брюса в Приморье, только до того отсюда — чуть больше 11 тысяч километров. Баренцево море заметно прохладнее Японского, тут другие, более резкие краски. Но и там и там — сглаженные прибоем высокие скалы и мерцающий вдалеке маяк.

-3

Восточно-Лицкий маяк на мысе Лицкий близ впадения одноименной реки в Баренцево море был сооружен в начале восьмидесятых годов прошлого века. Мощная каменная башня, некогда бывшая краснобелой. Вода и ветер превратили красный в блеклый оранжевый, и выбелили белый еще сильнее.

-4

До маяка от лагеря – почти полтора километра по прямой. Коптер летит плохо, теряет компас, но все равно решаюсь на полет. Очень хочется посмотреть на маяк поближе. На его плоской вершине, опоясанной невысоким парапетом, я словно вижу человеческую фигурку. Сразу представляю себе морщинистое сурово-доброе лицо смотрителя, его седую бороду, и, возможно, даже бакенбарды. В руке – бинокль или ружье. Подлетаю ближе…

-5

Конечно, никакого смотрителя на маяке не оказалось. Сухим языком документов, Восточно-Лицкий маяк "Работает в автоматическом режиме. Светит по секторам белым, красным и зеленым проблесковыми огнями 315° — Зл — 2° — Кр — 87° — Бл — 103° — Зл — 216°". Что бы это ни значило.

Облетаю вокруг, чудом не врезаюсь в скалу, лечу обратно под истошный писк пульта, намекающий на севшую батарею и необходимость срочного возврата.

Вид на лагерь
Вид на лагерь
-7

Основная задача этого маяка как СНО, средства навигационного оборудования — обеспечение входа в губу Восточной Лицы. Главный "пользователь" — теплоход "Клавдия Еланская", доставляющий военнослужащих и их семьи в ЗАТО г. Островной — полузакрытый, полуразрушенный, полусекретный военный город на самом краю Кольского. Туда же из Мурманска тянется монструозная ЛЭП, которую мы увидим уже на следующий день.

Скалистый и безжизненный берег Баренцева моря
Скалистый и безжизненный берег Баренцева моря

Ну а пока — вечерняя прогулка по мысу в небезуспешной попытке найти в холодной северной пустыне красоту. Два месяца в году ее тут с избытком.

-9

Цепкие зеленые кустарники ростом по щиколотку. Черные терпкие ягоды на них – местные называют их шикша или водяника. Красные по осени листья голубики. Пушистые белые головки цветочков на изогнутых ветром стебельках.

-10

На вершине мыса — выцветший и покосившийся пограничный столб.

-11
-12

Раскиданные истлевшими серыми досками руины деревянной постройки. Дрова для костра! Захватив охапку, спускаюсь вниз, к лагерю. Ужин, потом — поездка на "Шерпе" на заброшенную пограничную заставу.

-13

Шерпы у нас не простые. Это частные машины, купленные клиентами специально для подобных экспедиций. Без доработок не обошлось. Шумо-виброизоляция, более комфортный спальный отсек, измененные ящики и такелаж, обивка салона и кабины.

-14

В каждую из пяти машин добавили лебёдки, камеры заднего вида, USB-зарядки, хорошую музыку с усилителями, навигационное оборудование, маячки, радиостанции, дополнительные поручни спереди вокруг приборного щитка, обшили кожей рычаги. Вертолетные переговорки с активной шумоизоляцией — в них двигателя вообще не слышно.

Треснувшее ветровое стекло на одной из машин — следствие переворота вездехода через морду во время тренировки одного из клиентов во время первого знакомства с машиной на рельефе… К счастью, обошлось без жертв и поломок. Крепкая машинка!

-15

После возвращения — неспокойный сон в раскачиваемой ветром палатке. Наутро — кружка ароматного кофе с имбирем и серая мокрая хмарь вокруг.

-16

Решаю прогуляться вниз, на берег. Потрогать море. Попробовать на вкус. Соленое ли? Аккуратно ступаю, перепрыгиваю по камням.

В расщелине между двумя каменными грядами — заброшенные во время шторма на сотни метров от кромки моря доски, поплавки, пластиковые бутылки. А еще — гигантская ржавая "торпеда" бакена, хотя, скорее всего, правильнее называть это буем, возможно, ледовым. Читатели поправят… С удивлением обнаруживаю, что плавучесть "бакена" обеспечивает обычный пенопласт.

-17

Подобраться к воде ближе, чем на десяток метров, не удается — нижние ряды округлых камней покрыты скользкой пленкой из водорослей и птичьего помета. Оставшись ни с чем, ковыляю вверх, к лагерю. Застаю своих спутников собравшихся вместе, сосредоточенно глядящих куда-то мне за спину. "Артем, ты, конечно же, сфотографировал этого кита?". Смотря себе под ноги, на прибойную линию, я пропустил то, что не видел еще никогда.

-18

Еще долго я вглядывался в зеркало необычно спокойного поутру Баренцева моря. Сканировал глазами горизонт. Но кит, трижды показавший свою спину всем, кроме меня, уже скрылся из виду. "Только что там была его спина". Возможно, это она отсвечивает под водой на фото справа… А может, и не она.

Времени на расстройство не оставалось. Быстрый сбор лагеря, погрузка оборудования в "Шерпы".

-19

Тундра ждет!

-20

***
Текст и фото: Артем Ачкасов. Снято на Olympus OM-D E-M1 Mark II

Продолжение следует

Приобрести вездеход Шерп у официального дилера