Российская история знает множество примеров гениев, родившихся в обыкновенных, далеких от искусства семьях. «Культура.РФ» вспомнила примеры обратной ситуации — когда родителями всем известных поэтов и художников были не менее талантливые люди, известные, правда, в совсем других сферах.
Первую часть статьи читайте здесь.
Сергей и Наталия Гончаровы
Архитектор Сергей Гончаров был ярким представителем эпохи модерна. В Москве сохранился ряд построенных им особняков и доходных домов, например церковь Святой Троицы в Щёлково и Доходный дом Капырина на 1-й Тверской-Ямской. Гончаров с детства увлекался живописью, что повлияло на архитектурный стиль его построек: они были очень графичными, с богатым необычным декором.
Увлечение Гончарова изобразительным искусством подхватила его дочь Наталия, участница художественного объединения «Бубновый валет». Она пробовала работать в разных стилях — импрессионизме, фовизме, кубизме и изобретенном ее мужем Михаилом Ларионовым лучизме. Работы Гончаровой во многом повлияли на развитие авангардного искусства в России. Она была востребована при жизни — иллюстрировала книги футуристов, работала для дягилевских Русских сезонов, участвовала в многочисленных выставках. Сегодня картины Наталии Гончаровой являются самыми дорогими среди произведений женщин-художниц.
Василий и Владимир Стасовы
Василию Стасову русская культура обязана рядом известнейших архитектурных памятников: Нарвскими воротами в Петербурге и Триумфальными в Москве, комплексом Китайской деревни в Царском Селе и Павловскими казармами на Марсовом поле.
Сын Василия Стасова Владимир тоже связал жизнь с искусством, но прославился главным образом как музыкальный и художественный критик. Стасов активно поддерживал движение Передвижников, был идеологом нового направления в музыке, которое представляла «Могучая кучка», и активным критиком антисемитизма в искусстве. Владимир Васильевич заведовал Художественным отделом Публичной библиотеки, собирал рукописи деятелей искусства. Во многом благодаря его работе Российская национальная библиотека располагает сегодня самыми полными архивами композиторов петербургской школы.
Александр и Валентин Серовы
В XIX веке Александр Серов был очень известным композитором, премьеры его опер — «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила» — всегда проходили с огромным успехом. В журналах «Сын Отечества» и «Современник» печатались критические статьи Серова-старшего, он читал лекции о музыке в Москве, пропагандировал творчество Михаила Глинки и Вольфганга Амадея Моцарта.
Валентин Серов, его сын, стал одним из самых известных русских живописцев. Портреты его кисти украшают главные собрания отечественной живописи — Русский музей и Третьяковскую галерею. Его последняя выставка в Третьяковской галерее, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, стала самой посещаемой экспозицией русского искусства за последние 50 лет.
Владимир и Владимир Набоковы
Владимир Набоков-старший вписал свое имя в историю России как один из лидеров партии кадетов (Конституционно-демократической). Он был ключевой фигурой в политической жизни начала ХХ века, после Февральской революции управлял делами Временного правительства, занимал пост министра юстиции Крымского краевого правительства. Однако дальнейшие события в стране заставили его эмигрировать.
Россию покинул и его сын Владимир, который прославился своими литературными произведениями не только на русском, но и на английском языке. Автор «Лолиты» и «Защиты Лужина» был трижды номинирован на Нобелевскую премию, но ушел из жизни, так и не получив ее.