Я не сразу понял и оценил гипермаркеты Walmart
Привет, Друзья, Коллеги, Единомышленники и Союзники!
Америку я для себя открыл в начале нулевых годов. Я интересовался розничной торговлей, наблюдал и принимал участие в развитии розницы в России. Много читал книг на эту тему и, конечно, прочитал книгу основателя Walmart Сэма Уолтона «Сделано в Америке».
Когда я первый раз посетил знаменитый Walmart на его родине в США, то был очень разочарован. Ожидания увидеть красоту лидера рынка розничной торговли разошлись с реальностью. Я увидел отсталость от передовых идей, какую-то усталость и старость лидера рынка с запахом нафталина.
Попытка продавать товар всех возможных категорий, превратилась в попытку предложить покупателю всего по чуть-чуть. Для этого потребовались громадные площади, обходить которые в поисках нужного было утомительно.
Все товарные бренды неведомые. Только небольшое количество были узнаваемы. Практически весь товар был безликий, узкого ассортимента, без особого выбора, но всё было действительно дёшево. Там всегда можно было удовлетворить срочную потребность покупателя в чём-либо.
Не было никаких дисконтных карт и скидок, которые в то время считались очень важным, просто волшебным инструментом маркетинга по формированию лояльности клиента к сети. Все конкуренты Walmart легко, бесплатно и быстро предлагали карты лояльности и предоставляли низкие цены и скидки только владельцам этих карт.
Я пользовался и пользуюсь всеми возможными сетевыми ритейлерами США и имею их дисконтные карты. Но Walmart был категоричен, и там никогда не было ни карт лояльности, ни скидок. Его лозунг был и остаётся «Always low prices» (Всегда низкие цены).
На момент первого знакомства я не сразу понял, что все эти особенности не являются недостатками. Это, наоборот, преимущества, которые востребованы американцами, их менталитетом и культурным кодом. Позже я понял, что для американцев эстетическая составляющая товара не представляет интереса. Для них важна полезность, функциональность и низкая цена.
Именно под эти особенности и был заточен бизнес Walmart. Именно это определяло его успех на американском рынке. Позже эту стратегию они начали транслировать в других странах.
Подобные ценности были приняты в соседних странах Канаде и Мексике, в Латинской и Южной Америке, а также в Южной Африке, Индии, Китае и Японии. А в Европе и некоторых других странах подобный американский стиль жизни без адаптации к местной культуре и менталитету не был принят.
В Германии с 1997 года Walmart купил несколько сетей. Безуспешные попытки вывести сеть в прибыль закончились распродажей магазинов местным конкурентам и уходом в 2006 году.
С Южной Кореей была точно такая же история в те же самые года.
Начиная с 2004 года Walmart начал присматриваться к Российскому рынку, считал его для себя перспективным и хотел на нём присутствовать. В 2008 году в России был открыт офис Walmart и оформлено юридическое лицо.
Рассматривалась только одна стратегия – подобрать и прикупить одну из действующих сетей. Открывать собственные магазины не планировалось. В разное время велись переговоры с владельцами сетей «Карусель», «X5 Retail Group», «Копейка», «Лента», «ОКЕЙ», но они не достигли никакого успеха.
В 2010 году было принято решение о закрытии представительства Walmart в России. Тем не менее, руководство компании сделало заявление, что у неё остаётся интерес к России, и они будут продолжать искать возможности.
Осталось только предполагать, зачем были сказаны эти слова. Это была просто вежливость перед прощанием навсегда или были конкретные планы. О конспирологических версиях их планов в России я расскажу в отдельной публикации.
Walmart в некоторых странах не смог адаптироваться к местным рынкам и проиграл конкуренцию сетям, которые родились и выросли в местной культуре. В частности в Германии Walmart проиграл Metro.
Теперь сама сеть Metro, которая успешна у себя на родине в Германии, повторяет эту ошибку у нас в России. Она уже закрыла в России все свои магазины электроники MediaMarkt/Saturn и сворачивает ассортимент в Metro, который, возможно, тоже скоро нас покинет.
Если Walmart не осознает своих ошибок в адаптации к местному рынку, то у него нет никаких шансов вернуться в Россию.
Читайте другие публикации канала на тему гипермаркетов: «Попытка «Ленты» продать товар на 30-74% дороже ценника» 👍, «Гипермаркет Лента: продолжение исследований (стало только хуже)» 👍, «Лента: опять потеряла клиента (проиграла Ашану в ценах). Очередной шопинг вновь подтвердил мой выбор не в пользу Ленты» 👍.