Мотивация формирует у сотрудника силы и энергию для выполнения задач, приносящих пользу компании.
Мотивация выстраивается на двух чувствах: страх наказания и получение бенефитов.
Выстраивайте систему мотивации, в которой присутствуют все элементы. Если будут отсутствовать наказания, то сотрудники в скором времени обленятся, подорвётся ваш авторитет, и задачи будут систематично не исполняться. Если будут отсутствовать бенефиты - сотрудники под чувством страха будут малоэффективны в работе, в состоянии постоянного стресса все силы и энергия быстро закончатся и придется искать новые "фрукты" для отжима.
СТРАХ.
Установите рамки, в которых сотрудник будет исполнять обязанности. Чувство страха должно быть корректирующим чувством, не главенствующим. Это установка рамок и дозволенностей. Инструмент по установлению дисциплины и авторитета руководителя.
Трудовая дисциплина:
Установите режим рабочего времени. Приход на работу не позже 8:50, даже если открываетесь в 9:00. Вы покупаете полезное время сотрудника, а не его времяпровождение на работе. Пусть приходят раньше, переодеваются, пьют кофе, общаются, но это до 9 часов. После 9 сотрудники приносят пользу компании.
Обеденный перерыв по расписанию. Не позволяйте линейным сотрудникам самим определять время когда они работают, а когда нет. Не применяйте это правило к сотрудникам у кого ненормированный рабочий день или творческая работа.
Исполнительская дисциплина:
Расставьте точки контроля при исполнении обязанностей: своевременное заполнение документов, требования к результату работы, требованию к порядку выполнения работ.
Чтобы управлять страхом не обязательно делать штрафы, выговоры и прочее. Разбейте зарплату сотрудников на окладную часть (гарантированную) и премиальную. Все нарушения вычитайте из премиальной части. Пример: у сотрудника ЗП 40 000 рублей. Разбивайте на 20 000 гарантированной зарплаты и 20 000 премиальной. За любой косяк убирайте из премиальной части 300 рублей. И так за месяц сотрудник научится все делать качественно и вовремя. И вы называете это не штраф, не наказание, а недополученные деньги. "Ты мог заработать, но не заработал. Все зависит от тебя." Не справился 2-3 месяца подряд, сотрудник понимает, почему его увольняют.
БЕНЕФИТЫ.
Бенефиты могут быть материальными (деньги, подарки) и нематериальными (похвала, повышение).
Условия получения бенефитов должны быть конкретными, достижимыми, измеримыми, ограничены во времени и соотносимыми с пользой компании. Можете заметить, что построение мотивации похоже на постановку целей по технологии SMART, собственно, оно так и есть.
Пример: сотрудник отдела продаж должен продавать абонементы на занятия по танцам на пилоне на 400 000 рублей в месяц.
Конкретно - продавать абонементы по танцам на пилоне
Достижимо - последние 3 месяца менеджеры продавали абонементов на 1 600 000 рублей. В штате 4 менеджера, соответственно распределяем по 400 000 на каждого.
Измеримый - 400 000 рублей.
Ограничение по времени - в течение месяца.
Соотносимость с пользой компании - говорить о пользе денег для бизнеса не вижу необходимости.
При соблюдении условий получения бенефитов, выплачивайте мотивационную часть согласно договоренностям. Заработная плата - это договор между вами и сотрудником. Любое его нарушение, будь то несвоевременная выплата, или одностороннее изменение условий во время выдачи премии, влечет недоверие. Какую систему мотивации вы бы не придумали, без доверия вы не замотивируете сотрудника на чувстве получения бенефитов. Останется только путь страха, такой путь малоэффективен для вас и вашей компании в долгосрочной перспективе.
Внедряйте программы карьерного роста для сотрудников, как часть нематериальных бенефитов. Это путь для амбициозных, желающих развиваться сотрудников. Продумайте условия роста и следите за сотрудниками, которые быстро поднимаются по карьерной лестнице. Руководители, которые вырастают в вашей компании обходятся вам дешевле и их лояльность не надо покупать.
Ваша компания - это социальная конструкция, в которой вы устанавливаете правила игры. Система мотивации говорит о наличии условий этой игры. Грамотно выстроенная система позволит создать структуру из сильных и лояльных сотрудников.