Найти тему
Хульета Беглянка

Гамильтон: мистер совершенство

В мой предыдущий визит домой (новый год 2019) мы с сестрой устроили небольшую вылазку в Пятигорск, чтобы попить кофе с пенкой и сходить в кино. Как известно, каникулярный репертуар не сильно блещет привлекательностью в нашей стране - эфир расчищается для отечественных премьер, а остальное заполняется максимально детскими лентами. Однако среди них была жемчужинка, которую мне хотелось достать из раковины - новая «Мэри Поппинс» со стальной и совершенной Эмили Блант в главной роли. Будучи фанатом оригинального фильма (1964) и голубых глаз Дика Ван Дайка, сыгравшего помощника знаменитой няни более чем полвека назад, мне было дико интересно, кто займет его место. Так я узнала о Лин-Мануэле Миранде.

То, что в статье из Википедии он значится как автор бродвейского мюзикла «Гамильтон», снискавшего тонну наград, при любви к жарну, меня ни разу не побудило посмотреть его - однажды! - отложила я, что значит далеко не сегодня. И вообще, вернусь в Москву и вживую на «Ромео и Джульетту» (Жерар Пресгурвик) пойду, потом на «Нотр Дам» (музыка - Риккардо Коччанте, либретто — Люк Пламондон)

Что мне до жизни
Какого-то актера.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай.

* Вольная цитата из поэмы С. Есенина «Черный человек»

Лин-Мануэль Миранда чудесно справился с ролью фонарщика Джека в «Мэри Поппинс» и я продолжила жить дальше.

Кадр из «Мэри Поппинс возвращается»
Кадр из «Мэри Поппинс возвращается»

Мой нынешний визит домой случился вторым пришествием Миранды, но уже не просто как актера, а my spirit animal (если для таких открытий каждый раз нужно приезжать в село - я согласна). Все чаще слышно было о «Гамильтоне», а потом «Disney +» и вовсе анонсировал выход tv-версии этого мюзикла на 3 июля (прокат планировался в кинотеатрах в следующем году), аккурат ко Дню независимости США. Так как официально данный стриминг в России не работает, после состоявшийся премьеры я повынюхивала какие-то слитые пиратки (а у меня с этим очень плохо), но ничего не нашла. Бешеное желание, уже перевалившее за «однажды посмотрю», имелось, и я включила лучшую версию из доступных - погано снято, но со звуком отменным. Вид с одного ракурса и опускание камеры после каждого номера, потому что оператор тоже аплодировал (и я его за это не виню). Еще немного о качестве: меня весьма удивляло, что у некоторых актеров такая странная линия роста волос - как оказалось, это просто у них маленькие микрофоны на лбу выпирали. Но даже в этом формате я поняла, откуда у мюзикла такая жирная полоса признания. Влюбилась. Прослушала весь саундтрек (продолжаю это делать по сей день), а потом мой друг из Чикаго рассказал, как провел праздник - за просмотром «Гамильтона», разумеется (это же сделали и многие другие американцы, судя по статистике скачивания приложения «Disney +») и предложил мне ссылочку и vpn-очку. Так быстро и легко я еще никогда не заканчивала уборку в доме, чтобы скорее сесть за приятную и легальную версию мюзикла - в качестве, котором мне и не снилось (я не знала, что мой ноут может выжимать такой звук).

Лин-Мануэль Миранда в роли Александра Гамильтона
Лин-Мануэль Миранда в роли Александра Гамильтона

Не буду первой, второй и даже сотой, кто скажет, что «Гамильтон» совершенен. Музыкально и интонационно это идеально выстроенная история - история, которая мало кому в принципе может показаться отличным материалом для мюзикла. Биография политического деятеля, отца-основателя - Александра Гамильтона, рассказанная в книге Рона Черноу, которую читал Миранда, в перерывах между работой над своим первым супер-успешным мюзиклом «На высотах» (киноверсия должна выйти в следующем году), хоть и захватывающая, но слишком академичная для большинства людей. Лин-Мануэль Миранда, однако, настолько проникся, что не мог ничего с ней не сделать, и задумал записать хип-хоп альбом о жизни Гамильтона. Об этом он сообщил на званом поэтическом ужине в Белом доме, где перед четой Обама и их гостями зачитал «Alexander Hamilton» - текст будущего открывающего номера мюзикла (хотя его пригласили продекламировать что-нибудь из «На высотах»). Миранда - обаяшка, но что важнее: смелый обаяшка. В начале публика посмеивалась и хихикала от самой идеи - рэп о жизни человека с десятидолларовой бумажки, но по ходу видно как все включаются, прихлопывают и пощелкивают, еще не предполагая, что спустя несколько лет станут главными фанатами мюзикла, родившегося у них на глазах (фактически «The Room Where It Happens» - еще одна песня из «Гамильтона»). Мишель Обама позже скажет

-3
-4

Видео, с того самого вечера в Белом доме можно посмотреть здесь - улыбаются все, даже операторы, снимающие с других ракурсов и попадающие в кадр.

В силу занятости автора настоящий мюзикл писался более пяти лет - Лин-Мануэль Миранда придумал и либретто, и музыку, и слова. По его же признанию, он работает достаточно медленно - и здесь хочется вспомнить отрывок из одного из стендапов Долгополова, который рассказывал, что Вуди Аллен жалуется, мол, за всю жизнь не снял ничего великого, при этом фильмы у него выходят каждый год - может стоит прямо сказать, что схема за год ничего значимого не делается, раз он не понял этого в течение жизни. Так вот время Миранды стоило свеч, нет, огней - рампы и зрительских глаз.

«Гамильтон» - самое яркое доказательство моей амбивалентной теории:

любая история может быть выдающейся, если ее здорово подать если ты можешь здорово подавать истории, ты сам выдающийся

Внезапно о Гамильтоне (настоящем) стали все говорить, обсуждать, восхищаться созданной им финансовой системой, его честностью добропорядочностью, несмотря на то, что именно с ним связан первый публичный сексуальный скандал в истории - но как он себя повел (это обыгрывается в мюзикле), его фигура приобрела, скорее всего, заслуженную славу, неудивительно, что Аарон Берр - его первый друг и последний враг, с кем он сразился в дуэли, стоившей ему жизни, погубил всю свою карьеру, став лишь человеком, который убил Гамильтона. Это факт.

Номер «A Winter's Ball»
Номер «A Winter's Ball»

«Гамильтон» - редкий проект, который настолько учтив ко всем (у мюзикла максимально этнически разнообразный состав во всех версиях - да и не только этнически, если вдаваться в личные жизни участников). Причем, на деле это настолько неважно, потому что харизма, мастерство и энергия с которой скачет, например, Томас Джефферсон с клевой афро-прической (Давид Диггз), перекрывает любой ярлык, которым можно обозначить человека. Вопросов возникает ноль, в отличие от разного калибра фильмов, где нужно расписаться под соблюдением всех квот на расу и прочие меньшинства (как правило, я всегда возмущаюсь, когда вижу это на экране). Для меня вообще секрет борьбы с расизмом - это прекращение разговоров о нем, в сценариях (вертимся в кино-кругах) не должно быть описано девушка-латино или парень-афроамериканец, человек может быть любым и любой может сыграть человека. Талант - вот что важно. Миранда и феминизму кланяется: персонаж, которому вверяется ответственность за рассказ этой удивительной истории («Who Lives, Who Dies, Who Tells Your Story») - женщина и ей все карты в руки, опять же, данный пассаж настолько нетыкабельный, мол, посмотрите, а органичный - так и должно быть, если не тогда, то сейчас.

Главная особенность мюзикла - вплетение в классические бродвейские песни хип-хоп и r’n’b мотивов, никоим образом не принося мелодичность в жертву актуальности. Лин-Мануэль Миранда и здесь умудрился отвесить реверанс всем, кто позволил ему стоять на сцене и читать рэп о централизованном управлении экономикой - он оставил кучу отсылок разным течениям черного рэпа в своей музыке (я, конечно, не эксперт в этом, но почитать было интересно). И это, черт возьми, не просто фича молодого преподавателя, который решил преподнести Шекспира, как крутого рэпера и заставить учеников полюбить английскую литературу (есть забавный скетч на эту тему от «SNL» с участием Миранды), не форма, не обложка (хочется вспомнить их совместный с Эмили Блант номер в Мэри Поппинс - «A Cover Is Not the Book»), а инструмент для ювелирных дел. Еще раз - все, что я пишу и держу в уме - это иллюстрация огромнейшего таланта, который восхищает и вдохновляет.

Кабинетный баттл Джефферсона и Гамильтона
Кабинетный баттл Джефферсона и Гамильтона

Кроме музыки и кроме шуток (в «Гамильтоне» достаточно юмора), я не перестаю восхищаться текстами песен каждый день (за них Миранда взял Пулитцеровскую премию, кстати). При моем далеко не совершенном знании английского - это был волшебный опыт. Сначала я смотрела так: понимай, что знаешь, общая канва же доступная, и восхищайся шоу. Потом я открывала и детально переводила, снова смотрела, снова переводила, подняла уровень языка на ступеньку выше (т.к. работает не совсем разговорная речь), сейчас стадия заучивания наизусть любимых партий. Одна из которых, лично для меня - по духовным соображениям, сильнейшая в этом совершеннейшем фейерверке музыки - «Satisfied», история о девушке, которая встретила мужчину, равного в себе - умного и никогда не бывавшего довольным (всегда можно сделать больше), и вот она по куплетам-полочкам раскладывает, почему они не могут быть месте. У меня натуральные мурашки от этого номера каждый раз, и слезы при попытках разыграть постановку типа липсинг - такой вот легкий вход в непростого персонажа (возвращаемся к умению рассказывать сложные вещи доступным языком).

Номер «The Schuyler Sisters»
Номер «The Schuyler Sisters»

Разумеется, полнота чувств, рожденных после просмотра, не была бы таковой без разочарования. «Гамильтон» стал для меня доказательством еще одной теории - Россия для грустных. Мы не умеем веселиться, не умеем участвовать в развлекательных шоу - лоск и подход к этому на Западе не поддается сравнению с лучшим, что есть у нас - «Вечерним Ургантом», и дело не в Иване - он большой молодец и «спасибо» ему такое же, наши звезды не умеют быть звездами. Я всегда точно пишу об этом, прилагая видео, как аналогичные форматы развлекательных рубрик смотрятся там и у нас. Сейчас для меня это не просто печаль и «эх», а нелегкая невыносимость бытия. Веселье жизненно необходимо. Мы как-то с подругой делали доклад об антиутопиях, и я сразу сказала, если бы мне пришлось выбирать лучшее из худших, я бы жила в «Дивном новом мире», там хоть все танцуют, наркоманят и занимаются сексом, а не как в «1984», например. В данном контексте совсем не представляю, что кто-то смог бы сделать что-то действительно невероятное о Сперанском или Столыпине (близкие по профессии к Гамильтону личности), и что обиднее - не представляю, чтобы кто-то это поддержал - как это без пафоса, танков на компьютере и героических моментов в слоу-моу?

Не знаю, зачем перешла в патриотизм, но мне все невыносимее быть здесь - я очень и очень хочу любить Россию, но не могу, с завидным постоянством она заставляет меня рыдать - от глупости, жестокости, несправедливости. «Гамильтон», в свою очередь, это продукт такого уровня, что сразу хочется присягнуть всем звездам и полоскам на известном флаге. Но нам до такого, дальше, чем до Америки, и у меня на этот счет свои выводы и, надеюсь, действия.