Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О признании незаконным решения об отказе в согласовании проекта НДС веществ и микроорганизмов

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2019 г. по делу № А05-1705/2019

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Административного органа об отказе в согласовании проекта НДС веществ и микроорганизмов.

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.

Фабула дела:

Общество обратилось в Административный орган с заявлением о согласовании проекта нормативов допустимых сбросов (далее – НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты.

По результатам рассмотрения заявки и проекта НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты, Административный орган отказал Обществу в согласовании в связи с тем, что нормативы качества сточных вод разработаны с нарушением положений приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (далее – Приказ № 552), а именно, с превышением допустимых концентраций для рыбохозяйственных водотоков.

Полагая, что решение Административного органа вынесено с нарушением норм закона, в связи с чем является недействительным, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Правовое обоснование:

1.В обоснование заявленных требований Общество указало, что Административный орган нарушил пункты 6 и 12.2 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 246), поскольку его отказ не мотивирован.

Общество указало, что проект НДС выполнен в строгом соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333) (далее – Методика № 333).

По мнению Общества, Административный орган, устанавливая ограничения по ПДК для проекта НДС Общества, фактически отрицает принцип нормирования, исключает подлежащий применению при расчете НДС основополагающий документ – Методику №333, не принимает к учету показатели самого водного объекта, в том числе гидрологические особенности водного объекта, объем водотока, его протяженность, скорость течения, ассимилирующую способность водного объекта, объем сброса, место расположения контрольного створа.

2.Суд отметил, что согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так, во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (далее – Постановление № 469) утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333) (далее – Методика № 333)

3.Судом установлено, что Общество при разработке нормативов НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты руководствовалось Методикой № 333. При этом согласно материалам дела, Административный орган проверял проект НДС Общества на соответствие требованиям Приказа № 552, однако расчеты в проекте НДС, предусмотренные Методикой № 333, он не проверял.

4.Как следует из пункта 1 Приказа № 552, данным актом утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. При этом положения Приказа № 552 не содержат нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В то же время раздел III Методики № 333 определяет НДС как расчетную величину для отдельных выпусков сточных, в том числе дренажных вод в водотоки. При этом величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных, в том числе дренажных вод на допустимую концентрацию загрязняющего вещества.

5.Суд отметил, что в пункте 5 Методики № 333 определено, что при сбросе сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках – ниже по течению; на водоемах и морях – на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных вод.

Пунктом 9 Методики № 333 регламентировано, что если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным, в том числе дренажным водам.

В пункте 12 Методики № 333 указано, что если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс (исключение допускается только по показателям, значения которых возрастают после биологической очистки (например, нитриты и нитраты)). При этом фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных водах, определяется как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия.

6.Учитывая положения Методики № 333 и Приказа 552, суд пришел к выводу о том, что положения Методики № 333 допускают расчетный путь определения НДС на основании предельно допустимой концентрация загрязняющего вещества.

Расчетные методы, заложенные в основу Методики № 333, предусматривают возможность получения нормативов допустимого сброса выше показателей ПДК, так как в основу расчетных методов заложены фоновые характеристики водного объекта и способность водного объекта к смешиванию и разбавлению поступающих сточных вод на основании применяемых в расчете гидрологических характеристик водного объекта и норматива качества вод водных объектов.

Установление концентрации НДС на сбросе выше ПДК в водном объекте не противоречит требованиям законодательства в области нормирования сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты.

Резюме суда:

Норматив допустимого сброса загрязняющих веществ может превышать предельно допустимую концентрацию загрязняющих веществ в водном объекте (ПДК).

При этом расчетные методы, заложенные в основу Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333), предусматривают возможность получения нормативов допустимого сброса выше показателей ПДК, так как в основу расчетных методов заложены фоновые характеристики водного объекта и способность водного объекта к смешиванию и разбавлению поступающих сточных вод на основании применяемых в расчете гидрологических характеристик водного объекта и норматива качества вод водных объектов.