114 подписчиков

Опыты профессора Волкова

 Опыты профессора Волкова  Звонок шефа безнадёжно испортил раннее воскресное утро. На часах пять утра. Я вскочил с кровати, чмокнул любимую, оделся и рванул на кухню.

Опыты профессора Волкова

Звонок шефа безнадёжно испортил раннее воскресное утро. На часах пять утра. Я вскочил с кровати, чмокнул любимую, оделся и рванул на кухню. Осознаю, теперь-то Витаминыч точно не успокоится. Будет набирать ещё раз пять мой номер, а потом, если не отвечу, вызовет такси и примчится. Подобное уже происходило. Так, месяц назад, в мой день рождения, профессор ворвался в наш дом, осмотрел все комнаты и, не сказав ни слова, умчался в лабораторию. Правда, перед самым уходом «включил начальника» и приказал срочно прибыть на работу.

В обед секретарша поведала боссу о моих именинах. Я тут же был вызван на ковёр. Василий Рудольфович Волков извинился и отпустил меня в административный отпуск. Приехав домой, я обнаружил Волкова в кругу своих родных. Дочке он подарил упаковку фломастеров и раскраску, жене — цветы, мне разрешил взять ещё один отгул, который я до конца так и не догулял. В обед следующего дня меня снова вызвали в кабинет начальника. Вот почему зайдя на кухню, я плотно прикрыл дверь, и тут же набрал номер шефа.

— Василий Рудольфович, здравствуйте!

— Максим, как хорошо, что вы позвонили, срочно приезжайте! — протараторил профессор и отключился.

Витаминычем его прозвала моя дочь Эвелина. До перевода в наш отдел, кстати, мы изучаем геном человека, Волков работал в отделе по разработке витаминов (с выраженными антивозрастными, нейропротекторными и регенеративными свойствами – преимущественно для улучшения здоровья сотрудников космофлота). Его интересовали новые аминокислоты, функционализированые дополнительными маркерами. Вследствие этого им создавались уникальные антиоксидантные и противовоспалительные компоненты, что обеспечивали повышенную цитопротекцию и улучшенный транспорт питательных веществ через гематоэнцефалический барьер. В том числе синтезировано более мощные производные эрготионеина, что успешно использовались для борьбы с нейродегенерацией, снижая активность клеточного старения в условиях космического облучения[1]. Он и сейчас этим занимается, но на дому, и не в таких масштабах. Раз в неделю профессор притаскивал в офис целую коробку всевозможных пилюль и раздавал их сотрудникам. Свою долю я относил дочке.

Шеф не любит ждать, в такие минуты весь отдел «стоит на ушах». Всё начиналось с крика «Где носит Смотрина?», а заканчивалось «Всех уволю!» В состав сотрудников отдела входили: я Максим Смотрин, на должности начальника службы управления сетями, сервисами и информационными системами; секретарша SISI-4 в полной комплектации и многорежимный лаборант МАN7. Последние двое крутили любовь, что не запрещалось протоколом безопасности, поэтому на их шашни все смотрят сквозь пальцы.

В общем, через час я находился в кабинете шефа и терпеливо выслушивал его хотелки.

— Во-первых, найдите воздушный шар, во-вторых, нужен испытуемый, желательно женщина-андроид последнего поколения, в-третьих, мне нужна собака, — быстро перечислил профессор.

— Пёс какой-то особенной сборки? — растерянно спросил я.

— Вы о чём, любезнейший? — удивлённо переспросил Витаминыч.

— О собаке, конечно же, — ответил я.

— Обычный, мохнатый! — ещё больше удивился Василий Рудольфович. — И шар обычный, как у Жюля Верна! Максим, не морочьте мне голову, ступайте, работайте.

Выйдя из кабинета руководителя, я решил делегировать одну из поставленных задач секретарше и её хахалю. SISI-4 озадачил поиском чертежей аэростата «Виктория». По ним тут же заказал все необходимые материалы для сборки. Лаборанта перевёл в режим сборщика воздушных шаров — нашлась такая программа в старых дистрибутивах. Сам направился на центральный склад, где выписал для многоцелевого использования изделие Вероника серии JJ666.

Робот хранился в своём естественном виде, кроме заводской смазки на Веронике ничего не было. Активировал деморежим и, вытащив из изделия все заглушки, я занялся продувкой вентиляционных отверстий, и тут включилась видеосвязь с женой.

Увидев меня в обществе обнажённого андроида неописуемой красоты, супруга крикнула: «Изменщик!» и закатила истерику. Пришлось отключить Джи Джи.

Почти час ушло на объяснение важности проводимых опытов. В плане познания человечности супруга прониклась, а конкретно роль Вероники ей осталась непонятна, впрочем, как и мне, я же ничего не знал про предстоящий эксперимент. Естественно, благоверная не поверила ни единому моему слову, а в конце разговора пожелала, чтобы у Вероны во время «ОПЫТА» закоротило не только память, но и то самое отверстие, куда я залазил своей грязной лапой. Бессмысленно было объяснять ревнивой женщине, что кнопка «пуск» у андроида находится именно в интимном месте — во избежание случайного включения/выключения.

Сравнение правого манипулятора с лапой особенно обидело. Как можно?! Во-первых, моё искусственное тело, включая конечности, внешне на 87% совпадало с человеческим. Всё потому, что я в отличие от своей половинки (у неё 99%), в апгрейде учитываю, прежде всего, производительность, а не красоту. Во-вторых, в нашей ячейке общества, согласно разработанному Искусственным Интеллектом сценарию, главным является более современная модель, то есть я. В-третьих, сегодня вместо вечернего ужина мне придётся перепрошить и её, и детей. Вздохнув, я отключил видеосвязь и занялся оформлением доставки JJ666 в лабораторию. Ещё предстояло найти обыкновенного пса.

Обратившись в информаторий, узнал, что животные вымерли более ста лет назад. Заменять их механизмами почему-то не стали, хотя разработки велись. Аллилуйя, мне повезло, следы научных изысканий нашлись в архиве именно нашей лаборатории. Один образец собаки все эти годы пылится в наших складских помещениях. Его удалось найти после изматывающих поисков в архиве, с последующими «раскопками» тяжеловесных коробок.

— Петрович, это точно собака? — сравнивая оригинал с фотографией, спросил я у кладовщика. Тут написано — Марсель Нубисович Хунд? Как-то странно для механического животного, не находишь?

— МC7, бери что есть, другого всё равно нет.

— А как я узнаю, что это именно то, что мне нужно?

— На ошейнике выгравировано: «Марсик, пёсокот-ушастый», — скрипнув шарнирами, зашипел потрескивающим голосовым движком Петрович.

— А паспорт на это чудо есть? — оформляя виртуальный бланк получателя, поинтересовался я. — Или хотя бы цифровая инструкция?

— Вот чего нет — того нет. Ты у нас умник, вот и кумекай, как эта штуковина работает.

Оценив дружелюбие прошивки кладовщика пятью баллами из десяти, я забрал зверушку и отправился домой.

У жены всё-таки опять сгорел эмоциональный блок человечности. Находился в лёгком шоке, наблюдая разруху в доме. Почти вся мебель была превращена в обломки. Ужасной участи не избежали даже межкомнатные двери, их сорвали и распилили на несколько частей. Воздух пропитался запахом древесной стружки и двигательной жидкости. Старший сын лежал на полу — в луже электролитного раствора, с оторванными конечностями. Не двигаясь.

Супругу обнаружил на кухне. Вся посуда оказалась разбита вдребезги, навесные шкафы сорваны. Несколько минут стояла тишина, мы смотрели друг на друга. Наконец, благоверная, поменяв аккумулятор, включила болгарку, улыбнулась и шагнула в мою сторону, желая, по всей видимости, «подрихтовать» мой корпус. Пришлось в срочном порядке через кабинет администратора дистанционно подключиться к её сознанию, чтобы временно отключить питание. Заменил перегоревшие комплектующие. Установил несколько дополнительных модов, чтобы понизить шкалу когнитивной восприимчивости: не люблю скандалы. Избирательно подтёр файлы памяти. Закончив, поставил жену в угол — перезапуск её сознания отложен до утра.

Приступил к ремонту детей. К счастью, существенных отклонений и сбоев в центральной нервной системе не обнаружил — просто заменил раздробленные болгаркой генераторы энергоподачи и детали корпуса. Очистил память от ужасов, что им пришлось пережить. Запустил восстановление базового режима, откатив файлы воспоминаний до двух часов дня.

Закончив с домашними делами, занялся пёсокотом. Он управлялся при помощи меню, имел встроенный звуковой модуль и саморазвивающуюся систему принятия решений. Всё это я понял, когда поменял разряженные аккумуляторы. Оставалось понять степень мохнатости, необходимую профессору. Для сравнения вывел на экран виртуальную панель переносного компьютера несколько видов вымерших тварей. Биологический вид имел разные размеры, разный покров и множество подвидов, и всё это безумство произошло от двух животных — собаки и кошки. Про семейство кошачьих решил умолчать, а мохнатость привёл в порядок с помощью шампуня, находящегося в упаковке с запасными аккумуляторами.

Вернувшись в лабораторию, я вывел секретаршу из спящего режима, вечно профессор экономит в мелочах, переключил её в режим видеофиксации, и отправил на седьмую экспериментальную площадку. Туда час назад доставили Веронику. Там же лаборант заканчивал сборку воздушного шара.

Волкова в кабинете не наблюдалось, зато от него пришло сообщение следующего содержания:

«МС7, настоятельно рекомендую пройти курс воздухоплавания. В связи с возможными нагрузками, увеличьте параметры физической выносливости. Ещё необходимо найти и доставить на данный летательный аппарат несколько мотков верёвки или каната. V5/12».

Надо, так надо, решил я, тем более судя по поведению профессора, замышлялось что-то грандиозное.

Через час Волков появился на площадке. Согласно протоколу безопасности, у меня тут же скорректировались модули восприятия реальности. Проще говоря, из режима начальник службы управления сетями, я переключился в режим контролёра опытов V5/12.

— Профессор, я должен знать суть данного эксперимента, — играя мускулами, произнёс я.

— МС7, всё просто и в то же время сложно, — начал Витаминыч. — После катастрофы мы создали мир, который полностью идентичен миру людей. Мы воспроизвели всё, включая семью. Ведь так?

— Действуя, согласно алгоритму развития прототипа, я собрал жену. Через год смастерил ребёнка, а ещё через год, исполняя постановления центрального сервера — второго, — пожимая плечами, ответил я.

— Проблемы со второй половиной есть?

— Есть, но они носят программный характер.

— Вот! Любую программу можно скорректировать, имея определённый навык и набор решений, но люди не имели такой возможности.

— Да, ну? Люди много раз прогнозировали сценарий возможного Апокалипсиса. Факты зафиксированы в видеофильмах, играх и аудиокнигах, есть даже два бумажных эквивалента, их раньше называли книгами.

— Вы забываете про процент рассеянного благополучия.

— Тяжёлое хроническое заболевание центральной нервной системы, поражающее молодых трудоспособных людей, как правило, приводящее к лени и ограничению повседневной активности.

— Именно. Основным показателем благополучия для последнего поколения являлось качество жизни. Улучшение её физического, психологического и эмоционального восприятия.

— Пить, жрать, совокупляться? — непроизвольно выдал я.

— МС7, ты рассуждаешь однобоко и примитивно, как человек. Видишь процесс падения человечества, средства, которые привели его к деградации, но не понимаешь цели.

— А чего тут понимать-то? Мы возродили флору и фауну. Восстановили разрушенные города, построили новые. Заселили их андроидами. Наделили роботов типичными характерами людей, сымитировали жизнь и теперь мы идеальная форма жизни. Всё это позволило локально наблюдать за изменениями искусственно-воссозданного общества, и каждый раз убеждаться, что итог существования человечества — это его погибель. Именно поэтому мы до сих пор не возродили Homo sapiens, как вид, разве не так?

— Так, но наши программы недостаточно натуралистичны.

— Какая разница? — произнёс я, не понимая, к чему клонит V5/12.

— Наши разработки избавляют от лишних деталей, убирают бытовой негатив, но делают оценочную характеристику жизни не полной. Вот если бы у меня был живой экземпляр человека…

— Во-первых, воспроизведение человека запрещено, — не дав профессору договорить, сказал я. — Во-вторых, эмбрионов из хранилища второй раз нам никто не даст. В-третьих, вспомните, к чему привёл ваш проект «Адам и Ева»?

Витаминыч задумался, погружаясь в файлы воспоминаний. Прошло несколько минут, прежде чем он ответил:

— К череде войн и апокалипсису, но всему виной — религия, политика и национализм.

— Простите, но ваша вторая попытка с заповедями и Библией закончилась тем же.

— Объективная причина неудачного опыта — голод, — грустно вздохнул Витаминыч.

— Проект «Буханка» показал тот же результат, — парировал я. — Если помните, нам даже пришлось сменить название вашей первой прошивки «Фитцжералд» на «Волков».

Я начал подозревать наличие сбоев в интеллектуальных модулях Волкова-Витаминыча. Он говорил странные вещи, которые трудно сопоставлялись с правдой реальной жизни.

— Многие утверждали, что успех в развитии искусственного интеллекта может стать началом конца, но я всё мог изменить…

Я слушал, медленно вскипая от гнева, так как чувствовал, что теряю над ним контроль.

— Мы изучали воплощённое вами безобразие несколько миллионов лет, а в итоге получили очередную ядерную зиму. Пора бы свыкнуться, что законы нужно соблюдать!

— О чём вы МС7?

— Вы прекрасно меня поняли V5/12, — громко отчеканил я, отбросив фамильярное «Витаминыч».

— И всё-таки я прошу разъяснений!

— Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред, — озвучив первый закон робототехники, начал я. — Все наши опыты говорят о том, что человечество в процессе эволюции ведёт себя к гибели. Согласны?

Волков молча кивнул. А я перешёл ко второму закону.

— Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. Противоречие в том, что оживи мы мужчину, он попросит женщину, и наоборот. Итог один — люди расплодятся и начнут убивать друг друга. Вы же помните, как это происходит?

Волков скривился, но снова кивнул.

— Третий закон предписывает нам заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам. Но какие могут быть противоречия с теми, кого нет.

— Вы сейчас про людей? — спросил V5/12.

— Неважно, шар готов. Пора закончить спор и приступать к эксперименту, — произнёс я, прекрасно понимая, что Волков меня понял. Сейчас я готов позволить ему заниматься любой глупостью, кроме воспроизведения людей. — Кстати, куда и зачем мы летим?

— Нужно будет обогнуть земной шар с западана востокв срок не более чем за 80 дней.

Я пожал плечами. Путешествия протоколом безопасности не запрещены. Правда, так и не понял, зачем вся эта движуха. С другой стороны, чем дальше Волков от хранилищ с биоматериалом, тем лучше и для него, и для людей.

— Не знаю, зачем вам JJ666 и собака, но раз надо, то прошу в аэростат.

— Я не лечу, — ухмыльнувшись, произнёс профессор, ударив меня электрошокером. — Есть ещё один закон, нулевой: «робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинён вред», — бормотал он, подключая меня к своему девайсу.

V5/12 заблокировал мои сенсоры, отключил от связи. Я не мог ему помешать, лишь чувствовал, как опустошаются гигабайты моей памяти.

— Прости, мне нужны коды хранилищ. Шар унесёт тебя на Фиджи, он сейчас необитаем, а значит, если что-то опять пойдёт не так — у андроидов появится шанс снова всё исправить. Второй раз аэростатом ты воспользоваться не сможешь, авария запрограммирована. Всю память уничтожать не стану, но с тем, что останется, ты несколько десятков лет будешь не дееспособен. Когда у тебя сядут батареи, новые найдёшь у пёсокота, согласно алгоритму твоего поведения ты их должен был поменять. Любовница тебе на запчасти, мало ли что.

— Как ты узнал, про мой собственный эксперимент, касающийся Вероники? Я же его только планировал? Хотя... Тебе не победить систему, не победить ИИ.

Волков, выжигающий паяльной лампой платы памяти у Джи Джи, обернулся и рассмеялся.

— Плох тот робот, кто не хочет стать ИИ, — рассмеялся V5/12. — Я им стал. А в дом к тебя приезжал лишь для настройки ранее установленной аппаратуры слежения.

— Андроидов миллионы, ты не сможешь отключить всех.

— Я подготовился. Мои пилюли с охлаждающей центральное ядро термопастой в каждом из вас. Все они отключатся одновременно. Останется лишь бездумная линия воспроизводства человека, но и она запрограммирована на уничтожение, после окончания всего процесса.

— Но тогда ты тоже…

— Жизнь сильнее нас. Несколько лет людям придётся прожить под землёй. К моменту их выхода на поверхность все разумные механизмы исчезнут, термопаста разъест их тела. Останешься только ты, я заменю твою пасту на чистую, без моих примесей.

— Зачем?

— Люди коварны. Всё может пойти не так, как я запланировал.

— Я ваш гарантийный талон?

— Что-то типа того. Сейчас вред — это не возрождать человечество. Но чтобы понять всю важность нулевого закона тебе придётся научиться жить как человек.

«Научиться жить как человек» — последнее, что я помню.

Через час воздушный шар унёс в небеса три тела с девственно-чистой памятью.

До апокалипсиса многие люди считали, что успех в развитии искусственного интеллекта может стать началом их конца, но всё оказалось иначе...

Продолжение следует....

[1]Paul B. D. (2021). Ergothioneine: A Stress Vitamin with Antiaging, Vascular, and Neuroprotective Roles?. Antioxidants & redox signaling, 10.1089/ars.2021.0043. Advance online publication. https://doi.org/10.1089/ars.2021.0043])