Найти тему
Pro.Менеджмент

Как мыслит [E]- Предприниматель

Entrepreneur - предприниматель с англ.языка

  • [_ _E_] в команде
  • Как подобрать/обучить до [p a E i]
  • [_ _E_] как менеджер
  • Что если [_ _E_] отсутствует в коде

Материал является продолжением предыдущей статьи и для полного понимания текста рекомендовано ознакомится со статьями про функционал Производителя и Администратора

Под предпринимателем [E] в команде подразумевается человек, который знает, чем должна заниматься компания в долгосрочной перспективе (например через 2 года) , чтобы оставаться "на коне".

Пример (очень утрированный):
Компания занимается продажей газированной воды и не является лидером на рынке, занимая средние позиции. В какой-то момент руководитель, который отвечает за функцию [paEi], понимает, что мировой тренд начинает двигать в сторону борьбы за экологию и принимает решение начать переход на разлагаемую тару, несмотря на потенциальное удорожание продукта. В самом начале компания может потерпеть череду неудач как первопроходцы на рынке, однако спустя год огромный спрос на Эко товар появляется в мегаполисах страны и заводы еле начинают поспевать за спросом, поскольку конкурентов пока даже нет. Компания занимает свою нишу и становится первой на рынке, одно решение обеспечивает первенство на многие годы.

В Российской действительности очень много предпринимателей среди бизнесменов. Оно и понятно - много кто пробует начать бизнес, но получается как правило у того, чья идея действительно "стреляет", потому что есть, как говорят "предпринимательская жилка". Так ли оно на самому деле и только ли талант способен наделить сотрудника [E]-функцией ? На этот вопрос обоснованного ответа нет.

На практике [E] функция действительно больше творческая, однако при необходимости к ее выполнению подключается любой руководитель . Предпринимателю [E] прежде всего приходится отойти от основных дел, чтобы рутина не занимала мысли. Следует посмотреть на бизнес с нового ракурса, возможно с точки зрения клиента, почитать о конкурентах, узнать о новых современных возможностях маркетинга, консалтинга, изучить свою ЦА, может последнюю стоит пересмотреть.

Предприниматель всегда "смотрит в даль"
Предприниматель всегда "смотрит в даль"

Очень часто в компаниях я вижу недопонимание владельца или руководителя, когда последний занимает именно [E]-функцию в команде. Это непонимание объясняется именно разной точкой зрения. Для более наглядного примера рассмотрим схематичный рисунок (примерно так выглядят мое творчество на флипчарте на тренингах))

Задача Предпринимателя  [P] видеть где должна оказаться компания в будущем. Он как птица, которая наблюдает за происходящим сверху и имеет возможность заглянуть за горизонт.
Задача Предпринимателя [P] видеть где должна оказаться компания в будущем. Он как птица, которая наблюдает за происходящим сверху и имеет возможность заглянуть за горизонт.

Вид той же картинки сверху. При этом очень важно Предпринимателю иметь в своем коде базовые [p] и [a] функции, чтобы суметь услышать своих коллег, потому что часто его перспектива не позволяет разглядеть реально стоящие бюрократические и технические преграды. При этом  товарищи [A] и [P] не имеющие в своем коде базового понимания навыка [p] просто не смогут принять его точку зрения.
Вид той же картинки сверху. При этом очень важно Предпринимателю иметь в своем коде базовые [p] и [a] функции, чтобы суметь услышать своих коллег, потому что часто его перспектива не позволяет разглядеть реально стоящие бюрократические и технические преграды. При этом товарищи [A] и [P] не имеющие в своем коде базового понимания навыка [p] просто не смогут принять его точку зрения.

Как привить остальным членам команды малый [e]-навык и понимание точки зрения предпринимателя.

Гораздо проще с навыками Производителя и Администратора(об этом было в соответствующих статьях). Конечно мы не можем дать каждому официанту поуправлять рестораном, но мы можем Управляющего попросить рассказать о долгосрочных планах компании. Каждый сотрудник должен знать, куда сегодня движется бизнес, почему так важны эти принимаемые изменения и какие перспективы открываются для каждого члена команды. Только в таком случае возможно создание максимально продуктивного тандема :

В случае когда у всей команды есть понимание важности функции друг-друга каждый будет задавать правильные вопросы для поиска решении вместо того, чтобы заклеймить коллегу "самодуром" и зациклиться на невозможности воплощения идеи.
В случае когда у всей команды есть понимание важности функции друг-друга каждый будет задавать правильные вопросы для поиска решении вместо того, чтобы заклеймить коллегу "самодуром" и зациклиться на невозможности воплощения идеи.

Что касается [p] и [a] навыков, у [E]-Предпринимателя они должны присутствовать ОБЯЗАТЕЛЬНО. Сотрудника с кодом [_ _ E_] называют "Генератором идей" - это бесконечный поток нереализуемых предложении, потому что нет никакого понимания текущих сложностей.

Часто такие [_ _ E_] являются явными лидерами и попадаю на должность руководителя, обворожив своими горящими глазами и большим запасом вариантов развития владельца бизнеса или рекрутмент команду.

И тут снова вернемся к упомянутому в статье про Производителя факта , приведенного в качестве примера в прекрасной книге Джима Коллинза «От хорошего к великому». В данном материале автор ищет общие черты между компаниями которые сумели перейти от хороших результатов к выдающимся. Одним из общих черт вышеупомянутых компании оказалось, что в момент становления великой в 10 из 11 случаев у руля стоял человек выбранный среди собственных сотрудников .

От данной статистики мы может сделать более полный вывод: Руководители данных компании выполняли функцию [E], при этом не имели пробелов в коде [PAEI], потому что развили все необходимые навыки проходя по карьерной лестнице. Они имели полное понимание о текущей ситуации и прислушивались к членам команды.

При этом Предпринимателю достаточно иметь базовое понимание [p] и [a] функции но не обязательно выполнять ее самостоятельно и даже больше - не желательно. Если Предприниматель совмещает деятельность с производством, то на картинках это выглядело бы так, буто под стеной стоят троя и не видят цели за препятствием.

Пример:
Как-то был вверен мне на восстановление развлекательный центр, выполнение планов которого упало до 45%. Времени на восстановление дали месяц, иначе грозило закрытие. Придя в клуб, я подметил множество недостатков в основном связанных с невыполнением стандартов. Были предложены варианты решения,но команда опровергала любые предложения. Люди работали в теряющем популярность заведении под руководством не компетентных управленцев более 2х лет, за это время сформировалась команда уверенная в том, что "место не то", "тут контингент не подходит", "это вам не центр" "планы не реально завышены" и в таком духе. Не в моих правилах менять команду да и времени не было на подобный маневр. Задача изначально стояла внести изменения в маркетинг и продвижение центра за счет привлечения банкетных мероприятии, но на месте стало очевидным, что проблема уже в людях, не верящих в компанию.
Принял решения отойти от идей продвижения, взял в руки поднос и вышел в зал. Для начала была проведена полная перестановка, чтобы в сознании сотрудников появилось понимание изменении. Далее я работал возрождая в себе затухающую в то время [p]-функцию. Должен заметить, что было очень не просто подойти к первым гостям и принять заказ в качестве официанта после огромного промежутка простого управления. Это и есть тот момент, когда [p] именно строчная. Но, поскольку пробела не было, буквально на второй день я уже пришел на работу с заглавной [P] и каждое мое движение выглядело как показательное выступление.
2 недели я носился погруженный в заказы, отчеты, думая лишь о планах на сегодня . Мыслить глобально просто не было времени и именно в тот момент я осознал посыл Ицхака Адизеса, что один менеджер выполнять все функции идеально не может.
И мои действия начали приносить плоды: сотрудники поняли смысл стандартов: на пятиминутках я рассказывал о принципах компании, делился своими идеями, объясняя причины. Через 2 месяца выполнение бюджета шло на 95%,но к этому времени еще не была восстановлена отозванная лицензия на алкоголь. Еще через месяц с лицензией, но уже без моего присутствия план выполнялся на 105%.
Я принимал этот РЦ с кодом [pAEi], а сдавал с кодом [PaeI], потому что , как оказалось, новые идеи не были нужны - требовалось восстановление старых правил, чтобы просто заработала "магия бренда".
По мнению автора методологии "грузить" Предпринимателя бюрократией Администратора тоже не лучший вариант, но...
По мнению автора методологии "грузить" Предпринимателя бюрократией Администратора тоже не лучший вариант, но...

На деле часто встречаю управляющих успешных компании с кодом [pAEi]. Т.е это люди, способные смотреть в будущее, оглядываясь в прошлое и планировать, опираясь на уже полученные результаты в цифрах. Все они понимали важность сотрудников и часто общались с самыми простыми работниками.

При этом самое сложное для [E] это донести свои посыл до остальных членов команды- "голова и так забита анализом, страшно упустить важную мысль и правильных слов не подобрать". Такие же сложности часто появляются и у Интроверта [A]- Администратора. И тут ко всем придет на помощь сотрудник с еще одной не менее важно функцией [I]- Интегратор. Разберем его в следующей статье.