Entrepreneur - предприниматель с англ.языка
- [_ _E_] в команде
- Как подобрать/обучить до [p a E i]
- [_ _E_] как менеджер
- Что если [_ _E_] отсутствует в коде
Материал является продолжением предыдущей статьи и для полного понимания текста рекомендовано ознакомится со статьями про функционал Производителя и Администратора
Под предпринимателем [E] в команде подразумевается человек, который знает, чем должна заниматься компания в долгосрочной перспективе (например через 2 года) , чтобы оставаться "на коне".
Пример (очень утрированный):
Компания занимается продажей газированной воды и не является лидером на рынке, занимая средние позиции. В какой-то момент руководитель, который отвечает за функцию [paEi], понимает, что мировой тренд начинает двигать в сторону борьбы за экологию и принимает решение начать переход на разлагаемую тару, несмотря на потенциальное удорожание продукта. В самом начале компания может потерпеть череду неудач как первопроходцы на рынке, однако спустя год огромный спрос на Эко товар появляется в мегаполисах страны и заводы еле начинают поспевать за спросом, поскольку конкурентов пока даже нет. Компания занимает свою нишу и становится первой на рынке, одно решение обеспечивает первенство на многие годы.
В Российской действительности очень много предпринимателей среди бизнесменов. Оно и понятно - много кто пробует начать бизнес, но получается как правило у того, чья идея действительно "стреляет", потому что есть, как говорят "предпринимательская жилка". Так ли оно на самому деле и только ли талант способен наделить сотрудника [E]-функцией ? На этот вопрос обоснованного ответа нет.
На практике [E] функция действительно больше творческая, однако при необходимости к ее выполнению подключается любой руководитель . Предпринимателю [E] прежде всего приходится отойти от основных дел, чтобы рутина не занимала мысли. Следует посмотреть на бизнес с нового ракурса, возможно с точки зрения клиента, почитать о конкурентах, узнать о новых современных возможностях маркетинга, консалтинга, изучить свою ЦА, может последнюю стоит пересмотреть.
Очень часто в компаниях я вижу недопонимание владельца или руководителя, когда последний занимает именно [E]-функцию в команде. Это непонимание объясняется именно разной точкой зрения. Для более наглядного примера рассмотрим схематичный рисунок (примерно так выглядят мое творчество на флипчарте на тренингах))
Как привить остальным членам команды малый [e]-навык и понимание точки зрения предпринимателя.
Гораздо проще с навыками Производителя и Администратора(об этом было в соответствующих статьях). Конечно мы не можем дать каждому официанту поуправлять рестораном, но мы можем Управляющего попросить рассказать о долгосрочных планах компании. Каждый сотрудник должен знать, куда сегодня движется бизнес, почему так важны эти принимаемые изменения и какие перспективы открываются для каждого члена команды. Только в таком случае возможно создание максимально продуктивного тандема :
Что касается [p] и [a] навыков, у [E]-Предпринимателя они должны присутствовать ОБЯЗАТЕЛЬНО. Сотрудника с кодом [_ _ E_] называют "Генератором идей" - это бесконечный поток нереализуемых предложении, потому что нет никакого понимания текущих сложностей.
Часто такие [_ _ E_] являются явными лидерами и попадаю на должность руководителя, обворожив своими горящими глазами и большим запасом вариантов развития владельца бизнеса или рекрутмент команду.
И тут снова вернемся к упомянутому в статье про Производителя факта , приведенного в качестве примера в прекрасной книге Джима Коллинза «От хорошего к великому». В данном материале автор ищет общие черты между компаниями которые сумели перейти от хороших результатов к выдающимся. Одним из общих черт вышеупомянутых компании оказалось, что в момент становления великой в 10 из 11 случаев у руля стоял человек выбранный среди собственных сотрудников .
От данной статистики мы может сделать более полный вывод: Руководители данных компании выполняли функцию [E], при этом не имели пробелов в коде [PAEI], потому что развили все необходимые навыки проходя по карьерной лестнице. Они имели полное понимание о текущей ситуации и прислушивались к членам команды.
При этом Предпринимателю достаточно иметь базовое понимание [p] и [a] функции но не обязательно выполнять ее самостоятельно и даже больше - не желательно. Если Предприниматель совмещает деятельность с производством, то на картинках это выглядело бы так, буто под стеной стоят троя и не видят цели за препятствием.
Пример:
Как-то был вверен мне на восстановление развлекательный центр, выполнение планов которого упало до 45%. Времени на восстановление дали месяц, иначе грозило закрытие. Придя в клуб, я подметил множество недостатков в основном связанных с невыполнением стандартов. Были предложены варианты решения,но команда опровергала любые предложения. Люди работали в теряющем популярность заведении под руководством не компетентных управленцев более 2х лет, за это время сформировалась команда уверенная в том, что "место не то", "тут контингент не подходит", "это вам не центр" "планы не реально завышены" и в таком духе. Не в моих правилах менять команду да и времени не было на подобный маневр. Задача изначально стояла внести изменения в маркетинг и продвижение центра за счет привлечения банкетных мероприятии, но на месте стало очевидным, что проблема уже в людях, не верящих в компанию.
Принял решения отойти от идей продвижения, взял в руки поднос и вышел в зал. Для начала была проведена полная перестановка, чтобы в сознании сотрудников появилось понимание изменении. Далее я работал возрождая в себе затухающую в то время [p]-функцию. Должен заметить, что было очень не просто подойти к первым гостям и принять заказ в качестве официанта после огромного промежутка простого управления. Это и есть тот момент, когда [p] именно строчная. Но, поскольку пробела не было, буквально на второй день я уже пришел на работу с заглавной [P] и каждое мое движение выглядело как показательное выступление.
2 недели я носился погруженный в заказы, отчеты, думая лишь о планах на сегодня . Мыслить глобально просто не было времени и именно в тот момент я осознал посыл Ицхака Адизеса, что один менеджер выполнять все функции идеально не может.
И мои действия начали приносить плоды: сотрудники поняли смысл стандартов: на пятиминутках я рассказывал о принципах компании, делился своими идеями, объясняя причины. Через 2 месяца выполнение бюджета шло на 95%,но к этому времени еще не была восстановлена отозванная лицензия на алкоголь. Еще через месяц с лицензией, но уже без моего присутствия план выполнялся на 105%.
Я принимал этот РЦ с кодом [pAEi], а сдавал с кодом [PaeI], потому что , как оказалось, новые идеи не были нужны - требовалось восстановление старых правил, чтобы просто заработала "магия бренда".
На деле часто встречаю управляющих успешных компании с кодом [pAEi]. Т.е это люди, способные смотреть в будущее, оглядываясь в прошлое и планировать, опираясь на уже полученные результаты в цифрах. Все они понимали важность сотрудников и часто общались с самыми простыми работниками.
При этом самое сложное для [E] это донести свои посыл до остальных членов команды- "голова и так забита анализом, страшно упустить важную мысль и правильных слов не подобрать". Такие же сложности часто появляются и у Интроверта [A]- Администратора. И тут ко всем придет на помощь сотрудник с еще одной не менее важно функцией [I]- Интегратор. Разберем его в следующей статье.