Рискую огрести по полной, но лучший фильм 1990-го года по мнению читателей "Советского экрана" - творение, достойное Эда Вуда. Понятно, что в СССР почти не показывали фантастику мирового уровня. По экранам планеты с триумфом шли "Чужой" и "Чужие", "Терминатор" и "Хищник". "Робокоп" и "Вспомнить все". Буквально через три года зарычат, как живые, динозавры Спилберга в "Парке Юрского периода". А в советский прокат вышло "Подземелье ведьм" - фильм о далеком будущем, который выглядел так, будто снимался годах в 60-х.
В советской фантастике были свои высоты - интеллектуальные ("Солярис" и "Сталкер" Тарковского) и популярные, зрительские - те же фильмы Ричарда Викторова, "Москва-Кассиопея", "Отроки во вселенной", "Через тернии к звездам". Но, стоит признать, что к концу 80-х советская кино-фантастика катастрофически отставала от мировой как в техническом, так и в тематическом, жанровом плане. И, увы, один из последних советских фантастических "блокбастеров" - тому лучшее свидетельство.
Логичнее, видимо, начать с концепции, сюжета, героев ленты, но для фантастического блокбастера 80-90-х техническая составляющая, спецэффекты, убедительность созданного художниками "будущего" - исключительно важная часть успеха или провала. Не смогли убедить зрителя - и даже неплохая задумка терпит фиаско.
И тут возникает неловкий момент, когда самой слабой составляющей фантастического фильма о далеком будущем, оказываются... спецэффекты. Ей богу, лучше бы их не было - и фильм выглядел бы выигрышнее. Как вам в 1990-м кукла из папье-маше, плохо - вручную - анимированная. Это мелкий диплодок? Или как вам откровенно плохая мультипликация мамонтов, да еще так себе совмещенная с "живой" съемкой?
Или как вам такой "птеродактиль"? И, дорогие фанаты фильма, не надо говорить, что это, мол, 1990-й... Я уже упомянул список фильмов тех же лет. А ведь еще за десятилетия до этого кудесник Рэй Харрихаузен методом покадровой анимации (stop motion) оживлял циклопов, мифических чудовищ и динозавров. Да даже Змей-Горыныч в "Илье Муромце" 50-х выглядел более зловещим и убедительным, чем "чучела" из фильма 1990-го года. Повторюсь, это тот случай, когда даже фанаты science fiction выступили бы за отсутствие этих, извините за выражение, спецэффектов.
Допустим, что авторы "Подземелья...", одумавшись, убрали любительские "эффекты" и оставили лишь "доисторические" племена, за которыми наблюдают продвинутые земляне. Пересматривая "Подземелье...", не могу отделаться от мысли, что вижу сказки Птушко и Роу 60-х. Нелепые парики (это прощалось детским сказкам, но для фантастического боевика 1990-го года - это ТЮЗ), условные костюмы "дикарей", соответствующая игра актеров. Не дикая суровая планета - а кружок в Доме Пионеров.
Пришло время сюжета. Кир Булычев- главный гуманистический советский фантаст, автор книг и сценариев, которые стали частью моего прекрасного советского детства. "Тайна третьей планеты", "Через тернии к звездам", "Гостья из будущего" - мою жизнь невозможно представить без этих лент.
Но для боевика с "ведьмами", дикарями, поединками на мечах, чудовищами, отрубленными головами - Булычев слишком "добрый", слишком "хороший". В итоге это и не старая добрая фантастика в духе "Терний", и не крутой футуристический боевик (для этого Булычев был слишком гуманен) - а попросту старомодный фильм. С претензией на крутой sci-fi, а по исполнению - советское детское кино.
К сожалению, не спас картину и главный герой. Популярный "гардемарин" Жигунов - давайте честно - не особо харизматичный актер, чтобы вытянуть приключенческий блокбастер. Это не Хан Соло и не Индиана Джонс. И даже не Шварценеггер с легендарной невозмутимостью и умением произносить крылатые one-liners. Уверен, было бы гораздо лучше, если бы главную роль отдали Николаю Караченцову, который вынужден играть "вторую скрипку" рядом с деревянным action hero Жигуновым.
Единственный луч света в убогой постановке - безвременно ушедшая Марина Левтова. Она красива, она трогательна. Она боец - и она женщина. Жена режиссера Юрия Мороза прекрасно почувствовала жанр - и сегодня только ее присутствие в кадре помогает досмотреть этот опус до конца.
Удивительно, но Караченцов и Левтова при хорошем крепком сценарии и профессиональной режиссуре могли бы сделать это фильм классикой. Убрать дурацкие спецэффекты (раз не могли как в Голливуде), сменить дизайн (чтобы волосатые "дикари" не выглядели персонажами "Сказки о царе Салтане"), сделать "историю" жестче и чувственнее, уволить "деревянного" гардемарина - и "Подземелье..." потеснило бы все голливудские fantasies. Но не случилось...