Найти тему

Блеск и нищета ЕГЭ по литературе

С 8 класса я знала, что буду сдавать литературу с английским и поступать на филологию. С тех пор я пересмотрела еще несколько вариантов, всё обдумала и поняла, что не готова променять филологию на что-либо. Вот.

В 9 классе я сдала ОГЭ по литературе. Шах и мат тем, кто считает, что ОГЭ - фигня по сравнению с великим и могучим ЕГЭ: та база, которую я проработала в своей голове в 9 классе, существенно облегчает мне подготовку сейчас.

Про самоподготовку

У меня прочитан и разобран весь кодификатор (это список книг). Я разобралась со структурой ЕГЭ по литературе, критериями оценивания сочинений, почитала работы стобалльников. Сдала пробник в середине 10 класса на 69 - неплохой старт.

Но. Кодификатор-то у меня прочитан, однако многое забывается. Да, я читала "Горе от ума", но это было 3 года назад, помню поверхностно, и адекватное сочинение про монологи Чацкого не напишу.

Я не чувствую потребности в репетиторах и онлайн-курсах. Разобраться в структуре экзамена можно самостоятельно (в том числе и благодаря бесплатным видео от тех же онлайн-курсов). Прочитать и понять книги, найти, прочитать и усвоить критику и качественные анализы и написать сочинения я в состоянии сама.

Единственная проблема - это проверка сочинений. Как показал пробник, у меня неполадки с речевыми ошибками, не очень убедительные сопоставления, а ещё могут всплывать фактические ошибки (назвала Скалозуба стариком). Так что объективная проверка со стороны мне нужна: пользуюсь платной проверкой в интернете у нескольких экспертов и студентки филфака.

Пока что план подготовки примерно такой:

  • принцип "по чуть-чуть, но постоянно": час-два с половиной в день, 5 раз в неделю
  • 1 день - 8 и 9 сочинения + тест
  • 2 день - 15 и 16 сочинения + тест
  • 3 день - разбор и написание 17 сочинения
  • 4 день - ещё 17 сочинение
  • 5 день - и ещё одно 17 сочинение

Надеюсь, ближе к зиме набью руку на маленьких 8, 9, 15 и 16 сочинениях, буду писать их быстрее и в один присест.

С 9 и 16 сочинениями на сопоставление я пока что поступаю так: читаю вопрос, думаю сама, какие произведения могут сюда подойти, делаю наброски, смотрю, что мне по этому повод может посоветовать интернет, потом пишу.

А с 17 заданием - большим сочинением я устраиваю марафоны. Сначала заново разбираю произведение (перечитываю некоторые моменты, свои записи, разборы в интернете (сайты Полка и формат А4 + литература в схемах и таблицах от Крутецкой и Титаренко), смотрю видео.

Потом смотрю, какие темы по этому произведению могут встретиться в ЕГЭ. Выбираю самые сложные, разбираю их и пишу по ним сочинения.

Для 16 задания ещё пишу стихотворные цитаты на карточках, таскаю их с собой в школу.

Вроде бы у меня всё хорошо с литературой, но притом всё равно ей придется уделять больше всего времени. Она объемная, нужно все 9 месяцев держать весь кодификатор в голове, постоянно повторять всё, практиковаться в написании сочинений и решении тестов, разбирать самые противные темы сочинений - чтоб наверняка.

Легенды и мифы егэ по литературе и немного про стихи

Пожалуй, главный миф-страшилка о ЕГЭ по литературе - это якобы необходимость учить все стихи из кодификатора (ладно, не главный, второй после мифа о том, что сочинения в ЕГЭ литературе - это просто налить водички и размазать).

В рамках экзамена мне кажется бесполезным учить стихи. В ЕГЭ есть 16 задание на литературный контекст. Там нужно вспомнить 2 стихотворения, где есть та же тема/мотив/образ/что угодно, что и в предложенном в тексте, а потом сопоставить их. А еще в этом задании есть критерий "привлечение текста для аргументации", что в случае с лирикой означает приведение цитат (пересказывать стихи - это такое себе).

А чтобы привести цитаты, необязательно знать наизусть стихотворение полностью. Главное, примерно помнить, о чем там речь, и знать важные кусочки оттуда. Зачем полностью учить пушкинскую "Деревню", если достаточно помнить, что лирический герой называет деревню "приютом спокойствия", а во второй половине стихотворения поднимается тема крепостного права?

Так что я решила не учить стихи полностью. Тем более что в 17 задании ооочень маловероятно, что я выберу тему по лирике.

Насчет "какой егэ по литературе плохой, в 17 сочинении нам нельзя высказывать свое мнение!"

Но... А зачем его там высказывать? 17 сочинение - это безличная попытка литературоведения без всяких "мне кажется" и "я считаю" (это просто неуместно), а не отзыв о книге в личном блоге. Нужно уметь подстраиваться под формат, играть по этим правилам.

Для меня наличие строгих критериев - это даже плюс. Они помогают понять, как получить заветные высокие баллы. Если бы их не было - оценка сочинений была бы слишком субъективной (впрочем, она и так несколько субъективная, увы, но без критериев было бы еще хуже).

Да и "мое мнение" - понятие растяжимое. Одно дело заявить "Катерина из "Грозы" - дура", другое - "Катерина - слабая личность, потому что... А вот что по этому поводу отмечал критик Писарев..."

"А почему я должен(на) опираться на мнение этих критиков? Мне что, навязывают чужое мнение, я не могу иметь свое?"

Писарев и Добролюбов жили в тех исторических реалиях, когда Островский написал "Грозу". Вы - не жили, поэтому некоторые особенности можете не понять.

А иметь свое мнение - круто, но только если оно обосновано. Никто не мешает вам думать, что Печорин - м*дак, но совсем необязательно писать об этом на ЕГЭ.

Впрочем, иногда могут встретиться темы сочинений, где вас просят высказать свое мнение, но (!) опираясь на текст, анализируя.