Получить в наследство дом, история которого насчитывает почти семьсот лет? Звучит заманчиво. Но только до тех пор, пока вы не начнете вникать в детали. Представьте себе, что этот самый дом лежит в руинах. Каждая из его двадцати девяти комнат нуждается в капитальном ремонте, а в целом реставрация грозит вылиться в астрономическую сумму.
Чтобы взяться за такой проект, требуются несгибаемый характер, целеустремленность и выдающиеся организаторские способности. А еще желательно иметь тонкий нюх. “Я с детства помню запах пчелиного воска, смешанный с ароматами кухни, – говорит хозяйка усадьбы Провендер-Мэнор княжна Ольга Романова. – Его-то я и пытаюсь вернуть дому”.
Принадлежащий ей особняк, самая старая часть которого относится к 1340 году, был построен как охотничий домик Эдуарда, принца Уэльского, получившего прозвище Черный Принц за взрывной нрав и жестокость на поле боя. В XVII, XVIII и XIX веках дом неоднократно расширялся и перестраивался. К 1912 году, когда его приобрела бабушка нынешней хозяйки, некогда окружавшие дом непроходимые леса уступили место пшеничным полям и яблоневым садам.
Среди его хозяев было так много знаменитостей, что польщенная (и, по утверждению княжны, не лишенная снобизма) бабка составила целый список, в котором помимо прочих фигурировали брат Джейн Остин и натуралист Джозеф Бэнкс, сопровождавший капитана Кука во время первого кругосветного путешествия.
Старинное английское поместье стало наполовину русским после того, как в 1942 году его тогдашняя владелица Надин Сильвия Ада Макдугалл вышла замуж за Андрея Александровича Романова, сына великой княгини Ксении и старшего племянника Николая II. В 1950 году у них родилась дочь Ольга. Девять лет назад, после смерти матери, княжна стала полноправной владелицей Провендер-Мэнор и немедленно вернулась в поместье из Шотландии, где прожила много лет.
Поместье находилось в самом плачевном состоянии. Только на то, чтобы починить его протекающую крышу, требовалось около миллиона фунтов стерлингов. Единственным источником отопления в доме площадью шестьсот квадратных метров являлась плита AGA, и зимой здесь было так холодно, что, по словам хозяйки, вода замерзала в стакане за несколько минут. Однако Ольга Андреевна, которая вежливо, но твердо настаивает, чтобы ее называли княжной, ни секунды не сомневалась, что ее миссия – вернуть поместью прежний блеск. “Здесь жили моя бабка и мать. Поэтому это и мой дом”.
Неожиданно она обзавелась союзником в лице Птолемея Дина, известного в Британии ведущего программ BBC, а по образованию архитектора, специализирующегося на реставрации памятников старины. По словам княжны Ольги, Дин буквально загорелся этим проектом. Процесс реставрации они поделили на шесть этапов. Реконструкция началась с Гостиного крыла.
В первую очередь были решены элементарные бытовые нужды хозяйки. Ольга Андреевна получила полноценную спальню, расположенную на месте бывших служебных помещений. Из ее окон открывается вид на поля и кладбище, где находится могила великого князя Андрея Александровича. “Он до самой смерти называл меня крошкой”, – с теплотой в голосе вспоминает княжна.
На втором этапе было отреставрировано так называемое Русское крыло – та часть дома, в которой находилась гостиная ее отца. Сейчас здешние комнаты сдаются внаем. При этом княжна Ольга старается действовать так, чтобы отремонтированные зоны не блистали новизной, она хочет, чтобы интерьер выглядел “слегка поношенным”. По возможности в доме сохраняют старые детали, хотя в гостиной, например, пол пришлось полностью заменить – оказалось, что это значительно дешевле, чем приводить в порядок окончательно “убитые” старые доски.
Теперь княжне Ольге и Птолемею Дину предстоит восстановление деревянного фасада и многострадальной крыши. “Мы полностью зависим от финансирования”, – признается хозяйка. Oна уже получила грант от фонда English Heritage, члены которого регулярно наведываются в имение для отслеживания хода работ. Чтобы заработать деньги на ремонт, княжна не только сдает уже готовые помещения для частных мероприятий, но даже продала часть своих земель.
По словам хозяйки, перед ней наконец-то забрезжил свет в конце тоннеля. “Во времена моего детства это был счастливый дом, – говорит она. – Я хочу, чтобы таким же его запомнили и мои внуки”.
Текст: Дорис Шеврон