В отличие от многих стран, в Беларуси культура потребления и, соответственно, культура производства органических продуктов только зарождается. Готовы ли белорусы переплачивать за отметку «органик», есть ли перспективы разбогатеть у «нетрадиционных» фермеров и что нужно учитывать новичкам, выясним у экспертов.
Наши ягоды – иностранцам
Мировой рынок производства органических продуктов делится в основном на две большие части: рынок Соединенных Штатов Америки и рынок Европейского союза. При этом США ежегодно продает «органики» на 24,347 миллиона евро, Германия – 7,55 миллиона евро, Франция – 4,38 миллиона евро.
По мнению эксперта, это означает, что мировой рынок нуждается в импорте органических продуктов, а значит, у белорусских фермеров есть реальные возможности заинтересовать зарубежных покупателей и инвесторов, продавать свою продукцию за границу.
Инфографика: Татьяна Кузнецова
По мнению Сергея Галашевского, попасть с органическими продуктами на зарубежный рынок гораздо проще, чем пробовать продать иностранным предприятиям обычные продукты.
– Для продажи неорганических продуктов нужна дорогостоящая сертификация по пищевой безопасности, – уточняет он. – Помимо этого, в договорах очень строго оговариваются минимальные объемы, сроки поставок, упаковка. К поставщикам органических продуктов отношение пока более лояльное. Необходимы все те же документы, что и для обычных продуктов и «органический» сертификат. При этом иностранцы готовы идти на уступки и сотрудничать с фермерами без опыта экспортёра. Правда, специалисты делают оговорку: так будет не всегда.
– Нужно понимать, что сегодня производство органических продуктов – это ниша, которая пустует. Именно поэтому иностранцы снисходительно относятся, если у фермеров, например, неурожай или есть другие уважительные причины, по которым они не могут предоставить продукцию, – отмечает директор союза «Органическая Украина» Елена Березовская. – Когда рынок наполнится, конкуренция вырастет, в выигрыше будут ответственные поставщики.
Поэтому эксперт рекомендует с самого начала вести себя корректно с зарубежными партнёрами и стремиться к «взрослому» сотрудничеству.
Вклад в здоровье и природу
Белорусы уже готовы переплачивать на маркировку «органик», потому что понимают – это бережёт здоровье.
– Более того, наши честные фермеры опоздали, и эта ниша уже занята псевдоорганикой, – утверждает Елена Березовская. – В наших магазинах достаточно много продуктов, которые имеют надпись «органик» или «био», но это всего лишь маркетинговый ход.
Фактически вы можете потребовать у продавца сертификат, подтверждающий, что «подозрительный» продукт органический.
Если у производителя есть такой сертификат, то это означает, что к нему на ферму регулярно приезжают специалисты сертификационного органа и проверяют, действительно ли соблюдаются все стандарты органического производства.
Единственная белорусская официальная маркировка – это «Натуральный продукт». Однако этим знаком маркируются не органические продукты, а продукты улучшенного качества. Пока в Беларуси не так много магазинов, где можно купить органические продукты.
В станах Евросоюза и Украине ситуация другая. Там даже крупные торговые сети постоянно ищут новых фермеров, у которых можно было бы купить органические продукты.
Сегодня в Беларуси легально действует четыре сертифицирующих органа: «Органик стандарт» (Украина), «Kiwa BCS Oko-Garantie GmbH» и «Abcert AG» (Германия), «Ecoglobe» (Армения)
На самом деле важно всё это не только для здоровья человека, но и для природы в целом. Занимаясь органическим сельским хозяйством, фермеры учитывают все особенности территории и, что самое главное, используют естественные взаимосвязи в окружающей среде между растениями, животными и почвой.
Фактически органическое сельское хозяйство исправляет все те ошибки, которые совершались при массовом производстве до этого:
– Земля – живой организм, который за долгие годы традиционного сельского хозяйства сильно повредили, – отмечает Наталья Поречина. – Если ребёнка с рождения пичкать всякой химией, вряд ли у него будет хороший иммунитет… Точно так же и земля.
Органические методы ведения сельского хозяйства, такие как использование севооборотов и зелёных удобрений, только повышают качество почвы и, как выразилась эксперт, земля сама себя восстанавливает за счёт активного развития естественных микроорганизмов.
Смотрите на опыт соседей
Путь к органическому производству и, соответственно, к органическому бизнесу в Украине длился почти десять лет. Некоторые современные украинские фермеры работали в совершенно других сферах, а кто-то был давно увлечен сельским хозяйством и рос в деревне.
Владелец и директор органического сельского хозяйства «ВЕС» Виталий Васянович в Украине имеет ежегодный доход примерно в 20 тысяч евро со своих трёх теплиц. Для небольшого села в Житомирской области это вполне неплохой результат. Молодой фермер производит достаточно специфическую для Украины зелень – базилик, рукколу, шпинат. У него 50 постоянных покупателей – семьи иностранных послов в Украине, которым после переезда сюда не хватало любимых добавок для еды.
На самом деле, украинцы также скупали бы зелень у Василия по «французским» ценам, однако в свое время молодой фермер выбрал именно эту нишу, и сейчас его все вполне устраивает.
Основатели фруктово-ягодной компании «Small Fruit» Дмитрий Зубаха и Олег Шурбат замахнулись на большие масштабы и уже создали свой кооператив «Киевский». Свой бизнес фермеры построили на производстве домашних ягод: малины, клубники, ежевики, смородины, кизила. К слову, как говорят сами владельцы фермы, они готовы в рамках кооператива сотрудничать и с белорусскими поставщиками продукции.
Если вы – начинающий фермер, пробуете силы в производстве и продаже органических продуктов, то познакомиться с новыми людьми и найти партнёров из этой сферы можно на ежегодной выставке «Biofach-2016», которая проводится в Германии. Именно здесь, по словам Сергея Галашевского, многие производители заключают свои первые договоры и находят будущих партнёров, обмениваются опытом.