Марш - самая организующая музыка.Он мобилизует и подчиняет всех слышащих его единому ритму. В советской жизни они широко использовались для организации трудовых процессов (субботники и воскресники), праздников (шествия и демонстрации) и даже отдыха (экскурсии и коллективные выезды на природу).
Сегодня марши звучат в основном на парадах... Но уж там-то они звучат непрерывно. Без пауз переходя от одной мелодии к другой. Можно намобилизовываться на целый год вперёд.
Но к некоторым маршам сложилось чуть-чуть особое отношение. И они вспоминаются с особым чувством. Два из них остались в нас со времён войны и первых лет послевоенных. В частности, песня "Марш танкистов" братьев Покрасс из любимого фильма нашего детства "Трактористы".
Во времена борьбы с культом личности упоминание в его тексте имени товарища Сталина вывело эту песню из обихода. И довольно долго её просто не исполняли, или исполняли без текста.
Такая же судьба постигла и другой любимый марш нашего детства - "Марш артиллеристов". Это была песня Тихона Хренникова на слова Виктора Гусева. (Виктор Михайлович Гусев, дедушка нашего спортивного комментатора (тоже Виктора Михайловича), был очень интересным поэтом и драматургом, писал пьесы в стихах ("Слава", "Весна в Москве"), сценарии ("Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны"), песен ("Полюшко-поле"и др).
И был ещё один марш, который не очень подходил для военных парадов, но был насыщен оптимизмом и радостью жизни. Это была песня Василия Соловьёва-Седого из кинофильма "Счастливого плавания". Но, увы, увы! В тексте опять было имя Сталина. И была "борьба с культом личности". И почему-то борьба с личностью обязательно требует удушения песни. Тем более радостной и светлой.
В нашей прошедшей жизни были разные песни. Были героические и мужественные, были скорбные и меланхолические, были весёлые и озорные, были нежные и ласковые. И были марши. Может, это и есть полнота жизни?