496 подписчиков

Контейнирование - это навык

 Контейнирование - внутренняя способность выдерживать различные виды своей и чужой психической энергии, такой как эмоции и инстинктивные импульсы.

Контейнирование - внутренняя способность выдерживать различные виды своей и чужой психической энергии, такой как эмоции и инстинктивные импульсы. Выдерживать значит в момент переживания эмоции или импульса оставаться в себе, в ясном сознании и устойчивом состоянии, в контакте с собой и реальностью, не теряя собственное Я, свою субъектность.

Хорошая новость в том, что контейнирование - это навык, которым каждый из нас владеет в той или иной степени и который можно тренировать и улучшать.

Все эмоции и импульсы мы проживаем в теле, то есть наше тело может являться как проводником, так и контейнером для наших эмоций и импульсов. Чем лучше наш контакт с телом и собственными эмоциями, чем выше телесно-эмоциональная осознанность, тем больше переживаний (своих и чужих) мы можем через себя пропустить.

Функции контейнирования:

✅ Чувствовать и переживать эмоции без аффекта, «эмоционального затопления»

✅ Называть свои эмоции

✅ Удерживать свои эмоции в теле

✅ Выражать их в приемлемой форме

Когда необходимо себя осознанно «сконтейнировать»?

В момент приближения аффекта или «эмоционального затопления». Если вы чувствуете, что какое-то состояние начинает вас захватывать, управлять вами. Такие моменты мы описываем как «меня разрывало», «я куда-то проваливался», «меня затягивало, закручивало», «хотелось рвать и метать», «хотелось кричать», «я готова была разрыдаться", «я становлюсь сам не свой» и т.п.

Почему происходит «эмоциональное затопление»?

Если какие-то эмоции были запрещены и человеку приходилось их долго подавлять, если обстоятельства требовали «держать лицо», не подавать виду, никак не проявлять свои эмоции, тогда в нашем эмоциональном контейнер (то есть в нашем теле и психике) накапливается много подавленных, сдержанных эмоций.

Человек может долго их в себе носить и заполнять новыми и новыми непрожитыми, невыраженными эмоциями, но если он окажется в обстановке или в обстоятельствах, когда его воля и контроль будут ослаблены, его может начать «прорывать». Это значит, что сдерживающие фукнции психики отказали, они больше не справляются с подавлением, и человека буквально затапливают эмоции, которые он не может ни назвать, ни удержать в теле, и выражает их в неприемлемой форме: в виде яростного крика, безудержных рыданий, истерического смеха и т.п.

В моменты, когда только подступает эмоциональное затопление, но мы ещё не полностью утратили самоконтроль, важно себя сконтейнировать.

Как?

Процесс контейнирования содержит возвращение контакта с телом, а также сознавание и проговаривание эмоции, которая пыталась нас захватить.

Контейнирование - одна из функций матери.

🤱 Мы контейнируем младенцев, когда их затапливают импульсы и эмоции, обнимая их, обжимая, массируя, то есть давая им плотный контакт с их собственным телом и проговаривая то, что с ними происходит. Например, «почему ты плачешь, малыш? замёрз?! тебе холодно? ну ничего, сейчас мы тебя согреем, сейчас будет хорошо, вот видишь, вот так, теперь тебе тепло».

Для младенца именно мама или человек, выполняющий её функции, является первым контейнером, то есть предоставляет ему своё тело, свою психику, своё спокойствие и устойчивость для того, чтобы помочь малышу прожить эмоциональное затопление, взяв часть его импульсов и эмоций в себя, распределив и переработав их в своём теле.

Или, например, для малыша, который прижался к матери, увидев что-то пугающее, она может проговаривать «Ты сжимаешься и дрожишь. Ты испугался? Ага, вижу, ты боишься эту собачку. Я с тобой, я здесь», обнимает его, гладит, спокойно дышит, помогая ему присоединиться к её спокойствию.

Однако жизнь в обществе накладывает на нас обязательства регулировать степень выражения своих эмоций и чувств, поэтому со временем взрослые учат ребёнка тому, где и как можно проявлять свои эмоции: дома, с близкими, с друзьями можно громко смеяться, прыгать от радости и бросаться на шею, а, например, в гостях у тёти, в школе или в поликлинике это не принято, нужно сдерживаться. В магазине громко кричать, требовать и заливаться слезами не стоит - вот вернёмся домой и там ты дашь волю своему гневу и выскажешь все обиды и претензии.

Ребёнок учится тому, что, находясь в обществе, принято контейнировать свои импульсы и эмоции, а дома, наедине с близким человеком, а позже и в одиночестве, можно освободить свой контейнер, выразив свои переживания в рисунке и даже разорвав его, побив подушку, рассказав о своих переживаниях или ещё каким-то способами сбросив накопившиеся эмоции и телесные импульсы.

Человек, получивший в детстве достаточно такого опыта, скорее всего будет хорошо распознавать свои эмоции, проживать их.

Причины «эмоционального затопления»

📍 недостаток опыта контейнирования по отношению к нам самим в детстве - нас мало брали на руки, обнимали, помогали осознавать и проговаривать наши эмоции и импульсы;

📍 актуализация ранней детской травмы - часто младенческой или пренатальной;

📍 переполненность нашего собственного «контейнера» подавленными, не прожитыми, не переработанными эмоциями - они прорываются как только ослабевает контроль.

Задачи упражнений на контейнирование:

✅ поддерживать ясное состояние ума;

✅ поддерживать осознанность к внутренним и внешним сигналам;

✅ тренировать и развивать способность выдерживать сложные и непривычно интенсивные состояния.

Психологами разработано множество упражнений, позволяющих тренировать навык контейнирования. Вы можете найти описания и видео самостоятельно или попросить вашего травматерапевта показать их или объяснить, какие из упражнений, которые он вам предлагает делать, относятся к тренировке навыка контейнирования.

Желаю вам хорошего самочувствия, устойчивости и ясности!

автор иллюстрации Ирина Каркаби