Найти в Дзене
Олег Рой

Чистосердечное признание

На днях в западной культурной среде произошло знаковое событие. Те, кто долгие годы формировал культурную повестку стран «первого мира» написали открытое письмо, которое опубликовал «Harper’s magazine». Письмо подписали сто пятьдесят известных людей. Из тех имен, что на слуху – писательницы Джоан Роулинг и Маргарет Этвуд, поэт Салман Рушди, философ Френсис Фукуяма, лингвист Ноам Хомски и бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров.  

Вкратце – «интеллектуальная элита» недовольна происходящим. Те силы, которые она приветствовала, которые долгие годы считала здравыми, давят инакомыслие «не хуже, чем их противники – правые». (Не хуже?  Да намного лучше: что-то я не помню, чтобы сторонники Трампа заставляли кого-то целовать им ботинки…) И теперь эти люди решили, что их выступление что-то изменит в ситуации.

Впрочем, письмо это – крик в пустоту. У письма нет адресата. Так что, скорее, это просто коллективная статья или, если хотите, сдавленный крик о помощи. Текст называют сильным, но сила текста в его действенности. А эффекта от этого письма нет и не будет. Почему?

Потому, что невозможно криком остановить лавину. Потому, что бесполезно доказывать голодной акуле полезность человеколюбия и склонять к переходу в веганство. Толпа – это страшная сила; в толпе человек звереет. Преступления, которые творят рядом идущие, убивают его страх перед ответственностью. Толпа куда легче идет на насилие, и совсем не задумывается о моральности своих действий. Все побежали – и я побежал. Все крушат витрины – и я повеселюсь. Все тащат из магазинов товары – а я что, рыжий?

И что же, кто-то откажется от открывшейся для него возможности унижать, топтать и насиловать? Тот, кто способен остановиться, не станет и начинать. Если у человека есть моральные преграды – он не подставит свой ботинок для поцелуя…

Но письмо, между тем, не лишено смысла. Это исторический документ, и то, что его подписали мои коллеги – Роулинг и особенно Этвуд – это важно. 

Мы, писатели, несем ответственность за те мысли, что вкладываем в свои книги. Именно потому Николай Васильевич Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». Бывает так, что, увлеченный «модным трендом», писатель создает книгу-голема, которая порождает насилие. «Майн Кампф» Гитлера, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса, философская проза «Вольтера» - многие книги, написанные, может, и не из худших, даже из самых лучших побуждений, открывали кладезь бездны.

Казалось бы, что плохого в том же «Рассказе служанки»? Но этот текст подняли на щит, и закончилось все тем, чем закончилось. Открытое письмо подписали те, кто десятилетиями рассказывал о «конце истории» и торжестве либеральной идеологии. Но эта идеология привела к тому, что мы видим сегодня. Знаете, как назвать то, что происходит в США и Европе?

Варварство. Такое же варварство, как ИГИЛ, запрещенная в России. Такое же варварство, как фашизм. Фашисты сжигали на кострах книги Гейне и Фейхтвангера, эти – запрещают «Унесенные ветром» и «Хижину дяди тома». Такое же варварство, как большевицкий троцкизм – те уничтожали старинные иконы, эти – иконы с белым Христом…

Безусловно, каждый человек имеет ряд прав – на жизнь, на свободу, на образование, труд, создание семьи, свободу передвижений, вероисповедания, политических предпочтений. Но свобода и угнетение, свобода и дискриминация – понятия противоположные, и не важно, кто кого угнетает и дискриминирует. В прошлом «цивилизованного» мира есть много темных пятен – колонизация, геноцид, работорговля, одеяла с оспой для индейцев, отрезанные уши вьетнамцев, печи Дахау…

Но пытаться стереть эти пятна, разворачивая дискриминацию на сто восемьдесят градусов – такое же безумие, как тушить огонь бензином. И я бы не радовался сейчас на месте темнокожих из BLM – стоит помнить, что из почти четвертьмиллиардного населения США темнокожие составляют чуть больше сорока миллионов – включая женщин и детей. И терпение у белого большинства в любой момент, даже прямо сейчас, может лопнуть. И, скорее всего, лопнет в обозримом будущем.

Пытаться унизить в ответ на унижение – тактика явно проигрышная. Колесо вращается, и завтра может наехать уже на тебя. Но я не об этом. Я о том, почему вообще подобное стало возможным. А виновниками этого были как раз те, кто подписал это открытое письмо. Это они создали, культивировали и воспевали иждивенчество, раздували права меньшинств на ровном месте, игнорируя законы логики и здравого смысла. И теперь своим комариным писком пытаются остановить цунами, которое сами же и породили.

Если хорошо знать историю, то следует признать: у многие ныне радикальные течения в США в свое время были вполне справедливыми. Когда Гагарин полетел в космос, в США штрафовали, если негр сидит в общественном транспорте в присутствии белых. В отношении женщин англосаксонское право тоже было несправедливо – жестоким. А история страданий талантливого ученого Никлауса Вирта не оставит равнодушным даже того, кто не приветствует однополые отношения. Но…

Эти ошибки давным-давно исправлены. Зачем делать новые? Разве так сложно понять, что угнетение не нужно вообще? Ни черных белыми, ни белых черными; ни женщин мужчинами, ни мужчин женщинами. Ни голубых гетеросексуалами, ни наоборот. Почему просто не жить, уважая права других?

Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Я считаю, что писатель должен вдохновлять человека на добрые чувства – на помощь маленьким и слабым, которые всегда рядом. Согласитесь, это ведь намного лучше и приятнее, чем кого-то угнетать?

Если на этот вопрос Вы, читатель, ответили – «да», вы Человек. А если нет – то увы. И от цвета кожи, пола, ориентации, религии, убеждений и вкусов это уже никак не зависит.

Рабы не мечтают о свободе. Рабы мечтают о своих рабах.  

   

Ваш Олег Рой

Фото автора
Фото автора