Прочитала тут в одном из обсуждений киногероев «Москва слезам не верит» (1979), что Рудольф/Родион Рачков хотел за счёт Кати повысить свой статус, а потому бросил девушку, узнав, что она — работница предприятия, живущая в общежитии. Мол, не видать ему бомонда. Всё так, да не ...так. Меня смутило вот что: комментаторы сочли Рачковых — нищебродами, ютящимися в тесной «двушке». Вообще, современные люди так привыкли к отдельным квартирам и самой возможности их иметь, что не понимают реалий 1950-х годов.
Если сами запамятовали, то посмотрите хотя бы «Покровские ворота» - в громадной коммуналке обитают самые разные персонажи и переезжают в «своё» жилище в не самом юном возрасте — припомните, сколько лет было Савве, Маргарите, Хоботову и Велюрову. Не говоря уже о Костиковой тётке. Подавляющее число москвичей проживали с соседями и они — эти соседи необязательно были тихими учителями и непьющими бригадирами. Больше того, многие обеспеченные граждане и начальство невысокого ранга жили в коммуналках.
Так, мой дедушка — начальник механических мастерских одной из ТЭЦ жил в «сталинском» - очень роскошном! - доме, но деля жилплощадь со скромным, но вполне респектабельным чиновником министерства народного просвещения. Наша семья тогда состояла из 3-х человек, а семья того чиновника — из 4-х, притом что у него уже были взрослые дети. Потом всех расселили по новостройкам и это казалось немыслимым счастьем — обладать своей ванной и своим балконом! Замечу, что это была образцовейшая коммуналка — без пьяных и склочных.
Но вернёмся к Рачковым. У них двухкомнатные, пусть и невеликие «хоромы». Сам парень трудится в перспективной отрасли. Его младший братец — типичный скучный «мамин сын» того времени - таких обычно не выпускали во двор «к хулиганам». Мальчик, хоть и ужасно, но всё-таки играет на фортепиано. Мама — ухоженная и модно одетая. Её пальто, в котором она заявляется к Кате, сделано точно по выкройке 1957-1958 гг. Обстановка совсем не роскошная, однако, приличная. Есть телевизор и очень хороший радиоприёмник.
Из разговоров мы узнаём, что Рачковы постоянно ездят на курорты - в Крым. В этом доме достоверно знают, как выглядит нож для рыбы. Вызывает вопрос, где же отец Рудольфа. Когда Катя листает альбом, мамочка произносит: «Это мой муж», то есть он жив и, вероятно, в данный момент на работе. Скорее всего, он из тех же начальников среднего звена, о которых я говорила чуть выше. А мадам вообще — домохозяйка на иждивении мужа и — Рудольфа, также получавшего не самую мелкую зарплату.
В общем, я соглашусь, что Рудик хотел выгодно жениться, да ещё и на красивой девушке, однако, это не являлось попыткой «рвануть из нищеты» - это был поиск равной или чуть повыше. Он не богат и не беден. Больше того, узнав, что Катя — не прЫнцесса, мальчик-с-телевидения и особенно его мама решили, что аферистка желает у них прописаться и вообще — выбиться в люди за их счёт. И Рачковых тоже можно понять — их тоже помотало по жизни. Монолог мамаши весьма красноречив - насчёт того, что времена всегда одинаковые.
Zina KorZina (c)