Найти тему
Христофор+

Новый метод образование от прп. Сергия Радонежского: "Бог даст тебе познание грамоты!"

Учеба - дело не сладкое. Приходится сидеть над учебниками, решать головоломные математические задачи, заучивать наизусть парадигмы окончаний, разбираться в устроении Вселенной (или каких-то там организмов), прослушивать обучающие курсы. А иногда даже (только не во время коронавируса) ходить в "ужасную" школу и сидеть за партой.

Чтобы избежать одиннадцатилетней школьной каторги, многие родители ищут для своих детей альтернативные методы обучения. Кто-то переходит на экстернат, кто-то - в Вальдорфскую систему образования, кто-то - в школы «свободного» типа. Самые консервативная часть пытается практиковать обучение во сне (гипнопедию), подобно герою Евгения Леонова из бессмертного фильма «Большая перемена».

Евгений Леонов в роли С. С. Леднева. Кадр из фильма "Большая перемена". Изображение взято на сервисе  "Яндекс. Картинки".
Евгений Леонов в роли С. С. Леднева. Кадр из фильма "Большая перемена". Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Однако стопроцентного результата альтернативные методы обучения у нас в России не дают. И дело здесь не в методиках и даже не в детях, а в менталитете нашей страны. Отсутствие жесткого контроля со стороны учителей и родителей позволяет школярам игнорировать и Вальфдорские рабочие тетради, и саммерхилловский интернат, и, вообще, все, что требует хоть каких-то энергозатрат. Ибо мультфильмы и обломовщина перевешивают любые новомодные методики... Получается, как в той пословице: «Что немцу хорошо, то русскому смерть».

Существует ли альтернативный способ образования со стопроцентной эффективностью? Можно ли научить наших детей простой грамоте без тупых зубрежек, без домашних заданий, без гипнопедии и иностранных методик, то есть без всего того, что есть в обычной средней школе?

Да, альтернативный способ образования со стопроцентной эффективностью существует! Это способ преподобного Сергия Радонежского, которым он воспользовался в 14 веке от Рождества Христова (а также способ прп. Марии Египетской, которая нигде не училась, но знала Псалтирь царя Давида наизусть). Суть способа заключается в том, что грамота, премудрость получается человеком не от мирских учителей, но непосредственно от Бога.

Происходит это по слову Давида, который предлагает именно Творца неба и земли сделать главным Учителем и Педагогом Вселенной. Ибо Господь ставит человека на путь Свой (Пс.24:5). Господь научает людей страху (Пс.33:12). Он же научает уставам Своим (Пс.118:12), доброму разумению и ведению (Пс. 118:66).

Научиться грамоте по способу прп. Сергия Радонежского можно без учебников, тетрадей и, естественно, без ужасной школы. Правда, понадобятся три вещи: 1) усиленная молитва к Богу, 2) кусочек просфоры и 3) хороший репетитор (не земной, а небесный).

Все это нужно не для языческого обряда, но для осуществления синергии - соработания человека и Бога. Со стороны человека в акте синергии требуется желание научиться и молитвенное обращение к Богу. Что же касается Бога, то Он должен послать Ангела с благословением на познание грамоты от Творца неба и земли.

Как только «звезды сходятся», то есть, как только Бог отвечает на молитву усердного ученика, последний (без книг, учителей и школ) получает столь желанное им ведение книжной грамоты.

Вот как это произошло у преподобного Сергия Радонежского в детстве, когда он был еще не знаменитым Сергием, но всего лишь отроком Варфоломеем (средним сыном знатного ростовского боярина Кирилла) и жил не в Радонежских лесах, но в селе Варницы.

Обратимся к рассказу преподобного Епифания Премудрого, известного агиографа. Он (Епифаний) был учеником преподобного Сергия и первым в церковной истории составил житие подвижника.

Согласно житию Епифания Премудрого, отрок Варфоломей получил познание грамоты непосредственно от Бога во время обучения в сельской школе, бывшей при храме. Школу посещали также родные братья Сергия: Стефан (старший) и Петр (младший). Для семилетнего Варфоломея время обучения в школе было временем испытания его веры. Ибо в школе отрок учился «медленно и плохо». Ему никак не давалось познание книжной грамоты. Другие школяры понимали как складывать вместе «азы», «буки» и «веди» и получать из них слова, а он не понимал. Как не понимал ученик и своего грубого наставника. Последний строго наказывал Варфоломея (возможно даже розгой, как это было принято в то время). А одноклассники и кровные браться (знавшие о чудесах, явленных им в младенческом возрасте) укоряли отрока. Возможно, дразнили его и смеялись над ним, не понимая особого о нем Промысла Божия.

Преподобный же кротко принимал и наказания, и насмешки. Понимая тупиковость ситуации, он обращался с молитвой к Подателю доброго разумения и ведения (118:66) - Богу. Обращался не формально, по привычке, а «со слезами». Варфоломей, молясь, говорил: «Господи! Дай мне выучить грамоту, научи и вразуми меня» (Епифаний Премудрый. «Житие Сергия Радонежского»).

И Господь, видя, что человек обращается к Нему с молитвой, ответил на этот призыв. Ответил в то самое время, когда Варфоломей занимался делом, никак не связанным с учебой. А именно: розыском пропавших жеребят. По мысли Епифания, это произошло по особому предначертанию Божию. Так, в Ветхом Завете Саул отправился разыскивать сбежавших ослиц и был помазан на царство пророком Самуилом. А в Новом Завете блаженный юноша Варфоломей пошел искать жеребят и наткнулся на старца-черноризца саном пресвитера, который стоял под дубом и усердно творил молитву. Вот свидетельство Епифания Премудрого:

«Так и блаженный отрок получил дар, превосходящий обычные дары: будучи послан отцом своим Кириллом искать скот, он встретил некоего черноризца, незнакомого ему старца, святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился» (Епифаний Премудрый. «Житие Сергия Радонежского»).
М. Нестеров. "Видение отроку Варфоломею". Фрагмент. Изображение взято на сервисе  "Яндекс. Картинки".
М. Нестеров. "Видение отроку Варфоломею". Фрагмент. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Смиренный отрок Варфоломей, конечно, не предполагал, что старец – это Ангел Божий и послан на землю специально для того, чтобы стать его, Варфоломея, персональным наставником, репетитором. Мальчик о таком и помылить не мог. Он увидел в старце простого путника. Пусть благовидного, но человека. Варфоломей открыл старцу свою беду (с познанием грамоты), попросил молитв и позвал странника домой, чтобы родители по древнему правилу Авраама накормили алчущего.

Однако старец удивил отрока. Он поведал, что с этого дня не земной наставник, но Господь Бог дарует ему знание грамоты. А затем вручил анафору (часть Богородичной просфоры, которая раздробляется, а потом раздается верующим после трапезы) – в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания. Эта анафора была слаще меда в устах Варфоломея. Вкусив ее, отрок по слову старца стал читать Псалтирь в домашней часовне (при том, что раньше читать не мог). Что удивительно, читал он гораздо лучше тех, кто укорял (осуждал и бранил) его.

Таким образом, альтернативный метод образования (без школ и учебников) со стопроцентной эффективностью оказывается рабочим и живым в житии преподобного Сергия Радонежского.

Может ли этот метод успешно работать в наше непростое время? Мне кажется, да... Но только, если он будет работать в рамках обыкновенного чуда... Под обыкновенным чудом я понимаю, конечно, не сказочное волшебство Е. Шварца, но реальный результат соработания человека и Бога (синергию). Или же зримое проявление власти Творца над Своим творением (когда нарушаются обычные законы природы).

Ибо в рамках обыкновенного чуда (которое происходит в момент соработания человека и Бога) возникает альтернативная модель не земной, но небесной школы, где все не так, как у нас на земле...

Обучение происходит не в течении 11 лет, а одномоментно. В роли учителей выступают Ангелы. В качестве технических средства обучения используется одна анафора, которая слаще меда (она же, видимо, является и почетной грамотой). В программе обучения человек приучается к стяжанию благодати Божией. Он учится не надеяться на «на сына человеческого» (Пс.145:3), но только на Бога; и узнает, что именно в Боге, «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:3).

Заманчиво? Очень даже... Ведь в этом случае ходить в обычную школу не придется. Нужно будет только усердно молиться и все...

Однако при переводе ребенка из обычной земной школы в небесную придется учесть одну очень важную вещь... Если школьник не примет во внимание прямой путь преподобного Сергия; то есть если чадо в нетерпении прервет молитву наставника (Ангела) или если оно пропустит по лености обычное занятие (не помолится ) или сотворит другой какой грех против учебного процесса, родителей все равно вызовут в директору... И этим директором будет Сам Господь Бог...

Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".

Читайте также другие статьи:

Схимонах Сергий (Романов): добрый пастырь или наемник?

Что является подлинной причиной бунта схиигумена Сергия (Романова)?

Старец Паисий Святогорец о числе 666 и о том, как не позволить запечатлеть себя

Каким будет личное имя Антихриста? Расшифровка числа 666

Вознесение Господне: почему Иисус Христос "бросил" учеников?

Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?

Была ли блудницей святая Мария Магдалина?

Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц