Учеба - дело не сладкое. Приходится сидеть над учебниками, решать головоломные математические задачи, заучивать наизусть парадигмы окончаний, разбираться в устроении Вселенной (или каких-то там организмов), прослушивать обучающие курсы. А иногда даже (только не во время коронавируса) ходить в "ужасную" школу и сидеть за партой.
Чтобы избежать одиннадцатилетней школьной каторги, многие родители ищут для своих детей альтернативные методы обучения. Кто-то переходит на экстернат, кто-то - в Вальдорфскую систему образования, кто-то - в школы «свободного» типа. Самые консервативная часть пытается практиковать обучение во сне (гипнопедию), подобно герою Евгения Леонова из бессмертного фильма «Большая перемена».
Однако стопроцентного результата альтернативные методы обучения у нас в России не дают. И дело здесь не в методиках и даже не в детях, а в менталитете нашей страны. Отсутствие жесткого контроля со стороны учителей и родителей позволяет школярам игнорировать и Вальфдорские рабочие тетради, и саммерхилловский интернат, и, вообще, все, что требует хоть каких-то энергозатрат. Ибо мультфильмы и обломовщина перевешивают любые новомодные методики... Получается, как в той пословице: «Что немцу хорошо, то русскому смерть».
Существует ли альтернативный способ образования со стопроцентной эффективностью? Можно ли научить наших детей простой грамоте без тупых зубрежек, без домашних заданий, без гипнопедии и иностранных методик, то есть без всего того, что есть в обычной средней школе?
Да, альтернативный способ образования со стопроцентной эффективностью существует! Это способ преподобного Сергия Радонежского, которым он воспользовался в 14 веке от Рождества Христова (а также способ прп. Марии Египетской, которая нигде не училась, но знала Псалтирь царя Давида наизусть). Суть способа заключается в том, что грамота, премудрость получается человеком не от мирских учителей, но непосредственно от Бога.
Происходит это по слову Давида, который предлагает именно Творца неба и земли сделать главным Учителем и Педагогом Вселенной. Ибо Господь ставит человека на путь Свой (Пс.24:5). Господь научает людей страху (Пс.33:12). Он же научает уставам Своим (Пс.118:12), доброму разумению и ведению (Пс. 118:66).
Научиться грамоте по способу прп. Сергия Радонежского можно без учебников, тетрадей и, естественно, без ужасной школы. Правда, понадобятся три вещи: 1) усиленная молитва к Богу, 2) кусочек просфоры и 3) хороший репетитор (не земной, а небесный).
Все это нужно не для языческого обряда, но для осуществления синергии - соработания человека и Бога. Со стороны человека в акте синергии требуется желание научиться и молитвенное обращение к Богу. Что же касается Бога, то Он должен послать Ангела с благословением на познание грамоты от Творца неба и земли.
Как только «звезды сходятся», то есть, как только Бог отвечает на молитву усердного ученика, последний (без книг, учителей и школ) получает столь желанное им ведение книжной грамоты.
Вот как это произошло у преподобного Сергия Радонежского в детстве, когда он был еще не знаменитым Сергием, но всего лишь отроком Варфоломеем (средним сыном знатного ростовского боярина Кирилла) и жил не в Радонежских лесах, но в селе Варницы.
Обратимся к рассказу преподобного Епифания Премудрого, известного агиографа. Он (Епифаний) был учеником преподобного Сергия и первым в церковной истории составил житие подвижника.
Согласно житию Епифания Премудрого, отрок Варфоломей получил познание грамоты непосредственно от Бога во время обучения в сельской школе, бывшей при храме. Школу посещали также родные братья Сергия: Стефан (старший) и Петр (младший). Для семилетнего Варфоломея время обучения в школе было временем испытания его веры. Ибо в школе отрок учился «медленно и плохо». Ему никак не давалось познание книжной грамоты. Другие школяры понимали как складывать вместе «азы», «буки» и «веди» и получать из них слова, а он не понимал. Как не понимал ученик и своего грубого наставника. Последний строго наказывал Варфоломея (возможно даже розгой, как это было принято в то время). А одноклассники и кровные браться (знавшие о чудесах, явленных им в младенческом возрасте) укоряли отрока. Возможно, дразнили его и смеялись над ним, не понимая особого о нем Промысла Божия.
Преподобный же кротко принимал и наказания, и насмешки. Понимая тупиковость ситуации, он обращался с молитвой к Подателю доброго разумения и ведения (118:66) - Богу. Обращался не формально, по привычке, а «со слезами». Варфоломей, молясь, говорил: «Господи! Дай мне выучить грамоту, научи и вразуми меня» (Епифаний Премудрый. «Житие Сергия Радонежского»).
И Господь, видя, что человек обращается к Нему с молитвой, ответил на этот призыв. Ответил в то самое время, когда Варфоломей занимался делом, никак не связанным с учебой. А именно: розыском пропавших жеребят. По мысли Епифания, это произошло по особому предначертанию Божию. Так, в Ветхом Завете Саул отправился разыскивать сбежавших ослиц и был помазан на царство пророком Самуилом. А в Новом Завете блаженный юноша Варфоломей пошел искать жеребят и наткнулся на старца-черноризца саном пресвитера, который стоял под дубом и усердно творил молитву. Вот свидетельство Епифания Премудрого:
«Так и блаженный отрок получил дар, превосходящий обычные дары: будучи послан отцом своим Кириллом искать скот, он встретил некоего черноризца, незнакомого ему старца, святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился» (Епифаний Премудрый. «Житие Сергия Радонежского»).
Смиренный отрок Варфоломей, конечно, не предполагал, что старец – это Ангел Божий и послан на землю специально для того, чтобы стать его, Варфоломея, персональным наставником, репетитором. Мальчик о таком и помылить не мог. Он увидел в старце простого путника. Пусть благовидного, но человека. Варфоломей открыл старцу свою беду (с познанием грамоты), попросил молитв и позвал странника домой, чтобы родители по древнему правилу Авраама накормили алчущего.
Однако старец удивил отрока. Он поведал, что с этого дня не земной наставник, но Господь Бог дарует ему знание грамоты. А затем вручил анафору (часть Богородичной просфоры, которая раздробляется, а потом раздается верующим после трапезы) – в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания. Эта анафора была слаще меда в устах Варфоломея. Вкусив ее, отрок по слову старца стал читать Псалтирь в домашней часовне (при том, что раньше читать не мог). Что удивительно, читал он гораздо лучше тех, кто укорял (осуждал и бранил) его.
Таким образом, альтернативный метод образования (без школ и учебников) со стопроцентной эффективностью оказывается рабочим и живым в житии преподобного Сергия Радонежского.
Может ли этот метод успешно работать в наше непростое время? Мне кажется, да... Но только, если он будет работать в рамках обыкновенного чуда... Под обыкновенным чудом я понимаю, конечно, не сказочное волшебство Е. Шварца, но реальный результат соработания человека и Бога (синергию). Или же зримое проявление власти Творца над Своим творением (когда нарушаются обычные законы природы).
Ибо в рамках обыкновенного чуда (которое происходит в момент соработания человека и Бога) возникает альтернативная модель не земной, но небесной школы, где все не так, как у нас на земле...
Обучение происходит не в течении 11 лет, а одномоментно. В роли учителей выступают Ангелы. В качестве технических средства обучения используется одна анафора, которая слаще меда (она же, видимо, является и почетной грамотой). В программе обучения человек приучается к стяжанию благодати Божией. Он учится не надеяться на «на сына человеческого» (Пс.145:3), но только на Бога; и узнает, что именно в Боге, «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:3).
Заманчиво? Очень даже... Ведь в этом случае ходить в обычную школу не придется. Нужно будет только усердно молиться и все...
Однако при переводе ребенка из обычной земной школы в небесную придется учесть одну очень важную вещь... Если школьник не примет во внимание прямой путь преподобного Сергия; то есть если чадо в нетерпении прервет молитву наставника (Ангела) или если оно пропустит по лености обычное занятие (не помолится ) или сотворит другой какой грех против учебного процесса, родителей все равно вызовут в директору... И этим директором будет Сам Господь Бог...
Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".
Читайте также другие статьи:
Схимонах Сергий (Романов): добрый пастырь или наемник?
Что является подлинной причиной бунта схиигумена Сергия (Романова)?
Старец Паисий Святогорец о числе 666 и о том, как не позволить запечатлеть себя
Каким будет личное имя Антихриста? Расшифровка числа 666
Вознесение Господне: почему Иисус Христос "бросил" учеников?
Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?