Найти тему

"Свой - чужой". Учитель - женщина?

Оглавление

Ничего, как говорится, личного. Никаких намеков и, тем более, оскорблений. Только голые факты. Ну, и моя их интерпретация.

Отчего так случилось, что абсолютное, подавляющее большинство учителей, которые на слуху (в хорошем смысле) - мужчины? Нет, исключения случаются, но что делать, если ассоциативный ряд складывается преимущественно из мужских окончаний фамилий:

Ян Коменский, Петр Каптерев, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, Виктор Шаталов ...

Ассоциации, не более. Те, что активизируются в пространстве нейронов моего мозга, когда я слышу "Великий учитель". Когда же я слышу "Учебник по Петерсон", то возникают совсем другие ассоциации и вспоминаются статьи на том же Дзене, не очень лестные.

При чем тут физиология?

"При чем тут нейроны",- скажете?

Не только для фигуры речи, тем более, что я мало что в этом понимаю. Как, собственно, и самые крупные специалисты-мозговеды. Например, Татьяна Черниговская, совершенно точно (на мой взгляд) утверждающая, что мы никогда не поймем, как работает мозг, потому, что воспринимаем через него Вселенную, частью которой и являемся.

И Татьяну Владимировну я упомянул неспроста, а чтобы еще раз подчеркнуть: я не против женщин, абсолютно не против их участия в общественной жизни. Я уважаю женщин и некоторых даже люблю. ))

Но ... я обещал говорить сначала о голых фактах. И, если вернуться к образованию и участию в нем женщин, то глупо не замечать некоторых эволюционно значимых фактов об особенностях женской и мужской физиологии и психологии.

Голая правда

Если вы присмотритесь, прислушаетесь к общению молодых (да и не только молодых) мамочек, то заметите, что они очень редко говорят о своих детях без притяжательных местоимений. Очень редко говорят "Сережка" и почти всегда - "мой Сережка".

Изображение с сайта pi[abay.com
Изображение с сайта pi[abay.com

"Ну и что?",- спросите вы.

А то, что язык и мышление - две параллельные, коррелирующие вещи. Как и что думаем - то и в такой форме появляется у нас на языке.

Что такое ребенок для женщины?

  • Она хотела его. Она нем мечтала. Потом она вынашивала чуть ли не год. В себе, внутри себя вынашивала.

(Это ремарка специально для мужчин. Я бы предложил остановиться на этом месте и вчувствоваться, представить, что это такое - носить в себе другого человека. Но понимаю, что никто таким советам не следует. Поэтому просто продолжим перечисление).

  • Потом она его рожала ...

Никогда сам не пробовал, но даже простое наблюдение за этим процессом с близкого расстояния оказывает очень сильное воздействие на психику.

  • Потом она вскармливала ребенка грудью, то есть - опять же собой.
  • Потом она ночей не спала ...

Один мой товарищ, неплохой человек, купил беруши, когда жена родила второго ребенка. Женщина не может купить беруши, совсем напротив: ее слух обостряется до почти патологического состояния. Она услышит даже из другой комнаты, даже, когда сама спит, как ее ребенок ворочается ночью в другой комнате.

"Мой" и "Чужой" ребенок

Продолжать можно долго, но смысл в том, что для женщины ребенок - это всегда "её ребенок". Если оглянуться на историю эволюции, то можно понять много интересного "из жизни животных" и заключить: другой ребенок для женщины - это "чужой ребенок". С вытекающими из такой оценки психологическими последствиями и отношением к "другим детям".

  • Женщина всегда и абсолютно точно знает: это ее ребенок.
  • Мужчина же ... "Да кто его знает - чем черт не шутит? Может и этот тоже мой ..."
  • Шутки в сторону - это Эволюция, товарищи.

"Другой" - может быть и мой ...

У мужчин либо нет ничего из вышеперечисленного, либо эти факторы действуют по-другому.

"Другой" ребенок несколько тысяч (а то и сотен) лет назад для мужчины вполне вероятно мог оказаться и "моим" ребенком.

Еще раз: это не мораль - это Эволюция, товарищи. Не путайте то, что формировалось сотни миллионов лет с тем, что стало значимым фактором нашей жизни всего пару тысячелетий назад.

Поэтому мужчина либо хорошо относится к детям - либо не очень. Но ко всем детям! Он не противопоставляет жестко, на уровне рептильного и древнего мозга "своих" и "чужих" детей.

А женщина - противопоставляет!

И наконец - про образование и учителей

Дальше - все как в образовании (канал-то про образование )).

Чем глубже поняты основы, тем яснее и понятнее становится предмет по мере прохождения. Про основы мы поговорили достаточно, поэтому просто констатируем факт школьной жизни.

Самые нетерпимые, кричащие, срывающиеся на детей учителя - это женщины.
Эволюционно дети, которых другие мамы привели в класс - это "другие дети". Они - чужие. И на фоне непростой учительской службы, неустроенности личной жизни, включая и отсутствие возможностей посвящать воспитанию своих детей достаточно времени образ "злой училки" становится вполне объяснимым.
Физиологически. Или психологически - как вам удобнее говорить об этом факте.

Исключения? Они бывают. Но разве мы говорили об исключениях?

Что делать, как быть?

  • С учетом физиологии и психологии учителей, большинство которых - женщины;
  • принимая во внимание неуклонно повышающийся уровень российского образования, переходящего на следующий виток диалектической спирали - дистанционное обучение,

выход один.

Заниматься обучением своих детей самим. Если нет возможности, то хотя бы подключаться к их обучению, что доступно любому родителю и родительнице.

Такой вот очевидный вывод из не совсем очевидных предпосылок.

Образование - от слова "Образ"

Образование всегда было глубоко личностным процессом, как бы высокопарно это ни прозвучало, но происходившим "от сердца к сердцу". Даже если через учебники. И в те недалекие времена, когда учителя вели себя более по-человечески, тогда и образование было более человеко ориентированным.

А то, что математику понимали лучше и грамота не так сильно хромала - следствие.