Ничего, как говорится, личного. Никаких намеков и, тем более, оскорблений. Только голые факты. Ну, и моя их интерпретация.
Отчего так случилось, что абсолютное, подавляющее большинство учителей, которые на слуху (в хорошем смысле) - мужчины? Нет, исключения случаются, но что делать, если ассоциативный ряд складывается преимущественно из мужских окончаний фамилий:
Ян Коменский, Петр Каптерев, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, Виктор Шаталов ...
Ассоциации, не более. Те, что активизируются в пространстве нейронов моего мозга, когда я слышу "Великий учитель". Когда же я слышу "Учебник по Петерсон", то возникают совсем другие ассоциации и вспоминаются статьи на том же Дзене, не очень лестные.
При чем тут физиология?
"При чем тут нейроны",- скажете?
Не только для фигуры речи, тем более, что я мало что в этом понимаю. Как, собственно, и самые крупные специалисты-мозговеды. Например, Татьяна Черниговская, совершенно точно (на мой взгляд) утверждающая, что мы никогда не поймем, как работает мозг, потому, что воспринимаем через него Вселенную, частью которой и являемся.
И Татьяну Владимировну я упомянул неспроста, а чтобы еще раз подчеркнуть: я не против женщин, абсолютно не против их участия в общественной жизни. Я уважаю женщин и некоторых даже люблю. ))
Но ... я обещал говорить сначала о голых фактах. И, если вернуться к образованию и участию в нем женщин, то глупо не замечать некоторых эволюционно значимых фактов об особенностях женской и мужской физиологии и психологии.
Голая правда
Если вы присмотритесь, прислушаетесь к общению молодых (да и не только молодых) мамочек, то заметите, что они очень редко говорят о своих детях без притяжательных местоимений. Очень редко говорят "Сережка" и почти всегда - "мой Сережка".
"Ну и что?",- спросите вы.
А то, что язык и мышление - две параллельные, коррелирующие вещи. Как и что думаем - то и в такой форме появляется у нас на языке.
Что такое ребенок для женщины?
- Она хотела его. Она нем мечтала. Потом она вынашивала чуть ли не год. В себе, внутри себя вынашивала.
(Это ремарка специально для мужчин. Я бы предложил остановиться на этом месте и вчувствоваться, представить, что это такое - носить в себе другого человека. Но понимаю, что никто таким советам не следует. Поэтому просто продолжим перечисление).
- Потом она его рожала ...
Никогда сам не пробовал, но даже простое наблюдение за этим процессом с близкого расстояния оказывает очень сильное воздействие на психику.
- Потом она вскармливала ребенка грудью, то есть - опять же собой.
- Потом она ночей не спала ...
Один мой товарищ, неплохой человек, купил беруши, когда жена родила второго ребенка. Женщина не может купить беруши, совсем напротив: ее слух обостряется до почти патологического состояния. Она услышит даже из другой комнаты, даже, когда сама спит, как ее ребенок ворочается ночью в другой комнате.
"Мой" и "Чужой" ребенок
Продолжать можно долго, но смысл в том, что для женщины ребенок - это всегда "её ребенок". Если оглянуться на историю эволюции, то можно понять много интересного "из жизни животных" и заключить: другой ребенок для женщины - это "чужой ребенок". С вытекающими из такой оценки психологическими последствиями и отношением к "другим детям".
- Женщина всегда и абсолютно точно знает: это ее ребенок.
- Мужчина же ... "Да кто его знает - чем черт не шутит? Может и этот тоже мой ..."
- Шутки в сторону - это Эволюция, товарищи.
"Другой" - может быть и мой ...
У мужчин либо нет ничего из вышеперечисленного, либо эти факторы действуют по-другому.
"Другой" ребенок несколько тысяч (а то и сотен) лет назад для мужчины вполне вероятно мог оказаться и "моим" ребенком.
Еще раз: это не мораль - это Эволюция, товарищи. Не путайте то, что формировалось сотни миллионов лет с тем, что стало значимым фактором нашей жизни всего пару тысячелетий назад.
Поэтому мужчина либо хорошо относится к детям - либо не очень. Но ко всем детям! Он не противопоставляет жестко, на уровне рептильного и древнего мозга "своих" и "чужих" детей.
А женщина - противопоставляет!
И наконец - про образование и учителей
Дальше - все как в образовании (канал-то про образование )).
Чем глубже поняты основы, тем яснее и понятнее становится предмет по мере прохождения. Про основы мы поговорили достаточно, поэтому просто констатируем факт школьной жизни.
Самые нетерпимые, кричащие, срывающиеся на детей учителя - это женщины.
Эволюционно дети, которых другие мамы привели в класс - это "другие дети". Они - чужие. И на фоне непростой учительской службы, неустроенности личной жизни, включая и отсутствие возможностей посвящать воспитанию своих детей достаточно времени образ "злой училки" становится вполне объяснимым.
Физиологически. Или психологически - как вам удобнее говорить об этом факте.
Исключения? Они бывают. Но разве мы говорили об исключениях?
Что делать, как быть?
- принимая во внимание неуклонно повышающийся уровень российского образования, переходящего на следующий виток диалектической спирали - дистанционное обучение,
выход один.
Заниматься обучением своих детей самим. Если нет возможности, то хотя бы подключаться к их обучению, что доступно любому родителю и родительнице.
Такой вот очевидный вывод из не совсем очевидных предпосылок.
Образование - от слова "Образ"
Образование всегда было глубоко личностным процессом, как бы высокопарно это ни прозвучало, но происходившим "от сердца к сердцу". Даже если через учебники. И в те недалекие времена, когда учителя вели себя более по-человечески, тогда и образование было более человеко ориентированным.
А то, что математику понимали лучше и грамота не так сильно хромала - следствие.