Вопрос может показаться вам странным, ведь в стране большинство школ государственных. С кем конкурировать и зачем?
Немного занимательной статистики для начала. Количество школ в России чуть больше 41 тысячи, среди которых 850 частных школ. Главная тенденция - сокращение количества школ. При чем именно государственных, которые объединяются по программе оптимизации. Количество одних московских школ, например, сократились за последние 10 лет с почти 2000 до 700.
Количество частных школ разного типа растёт, при всей сложности их открытия как с финансовой стороны, так и с юридической. Могут ли частные школы составить конкуренцию государственным? В определенных группах населения именно такой запрос существует.
Ответ на вопрос в названии статьи, кстати, можно найти в самом “Законе об образовании в РФ”. Одним из принципов государственной политики является “недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования” (ст.3, п.11). Вот! Конкуренция гарантирована законом.
С другой стороны, возможны ли какие-то изменения, если школы выполняют государственное задание? Они полностью находятся в системе образования и следуют решениям Министерства просвещения, региональным комитетам образования. Это та часть вопроса, где мы думаем “а зачем?”. Зачем меняться, если есть ФГОСы, программы и учебные планы, в которых всё написано?
Дело в том, что какие бы не были написаны официальные документы, магию образования творят люди. От командной работы неравнодушных учителей, заботливых родителей и открытых учеников зависят результаты. Именно механизм этого взаимодействия дает энергию для движения и развития. Каждый из участников должен быть в моменте и помнить, зачем он приходит в это учреждение. Если у кого-то есть вопросы, их нужно задавать, приходить, общаться с другими участниками образовательного процесса. Говорить о своих запросах и целях вообще очень полезно. Неплохо проговаривать свои ожидания напрямую, чтобы быть услышанным. И воспринять обратную точку зрения на происходящее. Конструктивный диалог - залог успеха. Нам нужно учиться разговаривать друг с другом и договариваться о совместных действиях.
Красивые слова написаны уже в документах: “Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства…” (Закон об образовании в РФ, ст.2, п.1). Обратим внимание на порядок выделенных слов, начнём их наполнять смыслом и действием. Школа должна и может измениться, только менять её нам вместе.