Найти тему
Наталья Баева

Лучезарный Запад, или Утраченные иллюзии.

"Плащ Казановы" - фильм, который, кажется, никто не видел. И даже о нём не слышали. И это при том, что - лучшая роль Чуриковой, и куча зарубежных наград.

Как же так случилось?
А это - последний советский фильм. Его выход совпал по времени с финалом Союза, когда для людей не было более увлекательного зрелища, чем теленовости, а система проката кино просто рухнула.

***
В Венецию прибыла профсоюзная делегация - сплошь тётки типа "общественные активистки".

Поселили их в приличной гостинице, и большую часть дня они обязаны проникаться местной культурой. Но до культуры ли, когда дома - тотальный дефицит всего (даже курево тогда куда - то исчезло)?! А значит - срочно выяснить, где тут барахолки и прочие "блошки", и накупить всего побольше и подешевле. Мужьям и детям.

Но без переводчика трудновато, а переводчик (Чурикова) наотрез отказывается заниматься этой пошлостью и мещанством: она попала в Город своей мечты, и каждую минуту потратит на то, чтобы расцеловывать здесь каждый камень. Она - интеллигенция. Белая кость. Высокодуховна и восторженна. Настроена на чудо.

И ведь не глупа, если знает три иностранных языка. Итальянцы принимают за свою - значит, знает не на школьном уровне. Но при этом - непрактичность ребёнка: все деньги спустила на шляпки с вуалями!

Смешные тётки (самая забавная - по профессии водолазиха) носятся - скупаются, а эфирное создание умирает от счастья в настоящем итальянском кафе под звуки настоящей серенады. И рассказывает этим высшим существам (итальянцам) про ужасного Сталина: чуть ли не лично избил беременную подругу её матери - вот и родила шизофреника. Но этот шизофреник - её названный брат. Художник! Потому она и не замужем - не оставит названного брата, а никто из мужчин этого не понимает!

А потом - чудо. Знойный итальянский мачо так настойчиво приглашает в гондолу, в магазин, в постель...

-3

Вот счастье - то! И в постели героиня демонстрирует утончённость чувств: объясняет, как она всю жизнь мечтала защищать и охранять такого вот, как он: мужественного снаружи - и такого хрупкого внутри!

Но наступило утро - и мачо предъявляет ей счёт: за гондолу, за магазин, за постель... Он - зарабатывает на старых туристках, он снял недешёвый номер, хорошо развлёк - так надо рассчитаться?! Как нет денег? В этой гостинице останавливаются только богатые!

Картина мира интеллектуалки трещит по всем швам.

И вот - возвращение в заснеженные родные просторы. Всех баб ждут и встречают, все они, не утерпев, сразу начинают показывать, что привезли многочисленным домочадцам. Они - состоятельны, их любят, и им есть, кого любить.
Чурикова гордо уходит. Одна.

Финал: сидит она в психушке перед шизофреником, и торжественно вручает ему кисточку и маску из Самой Венеции.

Какая потрясающая карикатура на либеральную интеллигенцию! Живут в совершенно параллельной реальности, и преклоняются перед ЗАПАДОМ, который сами себе и придумали. И не намекайте им, что там - не венец развития, не абсолют морали, не пик человеколюбия. Это же будет покушением на миражи, развенчанием религии, и вообще... пошлостью, мещанством и примитивизмом!

***

Фильм считается классикой, если его смотрят и тридцать лет спустя, если он интересен и следующему поколению. "Плащ Казановы" уже может претендовать на статус бессмертного. А ведь, казалось бы, незамысловатая история? Но о чём это?

О столкновении интеллигентности с неотёсанностью? О "дум высоком стремлении" - и разбитых надеждах? О душевной организации, слишком возвышенной для грязного мира?

Но тогда вопрос, стоит ли понижать планку, чтобы соответствовать "миру". А если НЕ понижать - не накажет ли судьба за высокомерие?

И всё же, если бы авторы задавались только этими вечными вопросами - фильм получился бы ... несмешным анекдотом. Частным случаем. Грустным рассказом об одинокой, неприкаянной Хлое без Дафниса.

Но здесь - именно начало 90-х. Портрет времени и портрет явления:

Десятилетиями интеллигенция создавала и пестовала свои фантазии о "мире, в котором всё не так, как у нас". Лучше, чище, добрее, справедливее. И вот наступило время восторженного знакомства...