(1 Коринфянам 3:9–17)
Этот урок — о том, как построить церковь. Это не будет обсуждением вопроса строительства церковного здания — я менее всего компетентен говорить кому-либо, как возводить церковное здание! Кроме того, в Новом Завете ничего не говорится о церковных зданиях, так что я и не чувствую себя обязанным рассуждать на эту тему.
О строительстве церкви мы поговорим в новозаветном понимании слова «церковь». В Писаниях этим термином всегда называются люди и никогда — место. Он означает Божий народ, спасённый Христом (Еф. 5:25).
Наше текст, 1 Коринфянам 3:9–17, как раз говорит о строительстве церкви:
«Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы».
Павел называет себя и Аполлоса — и, следовательно, всех, кто проповедует и преподаёт Божье Слово, — строителями. Божий храм, церковь, строят проповедники.
Если мы хотим последовать примеру Павла и построить церковь, то с чего нам надо начать? Давайте представим себе церковь в виде физического здания и посмотрим, что требуется для возведения любого здания.
ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ
Во-первых, для крепкого здания требуется прочный фундамент. Что нужно использовать для фундамента, или основания? Павел говорит: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11; см. Еф. 2:20). Нельзя представить себе более прочного основания, чем это: Иисус Христос! Церковь должна строиться на Христе (см. Мф. 16:13–19)! Чтобы положить основание, «которое есть Иисус Христос», Павел в Коринфе проделал следующие шаги:
1. Он проповедовал «Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Церковь строится не на человеческой, а на Божьей мудрости, на Божьем плане, который существовал от вечности и был явлен во Христе. Церковь построена на Его приходе, Его жизни, Его смерти, Его воскресении и Его спасающей благодати.
2. Он проповедовал весть Христову. Новозаветная весть пришла от Христа. Чтобы положить надлежащее основание, мы должны проповедовать именно эту весть. Собственно, продолжая аналогию со строительством, нужно сказать, что для этого требуется план — или образец. Этот образец для строительства церкви мы находим в Новом Завете, Слове Христовом.
3. Он учил о Христовой церкви. Нельзя почитать Христа и при этом игнорировать Его церковь, потому что Он возлюбил церковь, умер за неё и спасает её. Чтобы положить правильное основание для строительства церкви, мы должны принимать то, чему учит Новый Завет в отношении церкви.
Сказав: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (3:11), Павел не утверждал, что такого категорически не может быть. В действительности люди могут построить церковь на другом основании. Некоторые церкви фактически построены на основании человеческих доктрин, некоторые на основании великих людей или популярности какого-нибудь проповедника. Павел просто хотел сказать, что церковь, построенная на любом другом основании, кроме Христа, не может быть угодной Богу. Тем, кто не повинуется Богу, Он, в конечном итоге, скажет: «Отойдите от Меня» (Мф. 7:23).
УМЕЛЫЙ СТРОИТЕЛЬ
Во-вторых, для успешного строительства нужен умелый строитель. Если кто-то хочет построить дом, он нанимает квалифицированных плотников, электриков и сантехников. Что касается церкви, то тут Павел был опытным строителем. Он пишет: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём» (1 Кор. 3:10). Павел является примером строительства церкви. Мы должны строить вдумчиво и умело, то есть квалифицированно.
Почему нужно стараться строить умело?
Многие считают, что не имеет значения, как мы делаем то, что мы делаем для Господа, — что если мы будем «проповедовать слово», то Бог взрастит (1 Кор. 3:5–7; 2 Тим. 4:2). Конечно, это правда, что взращивает Бог. И точно так же сила — в евангелии (Рим. 1:16) и в слове о кресте (1 Кор. 1:18), а не в человеке и не в человеческом красноречии или мудрости. Однако Павел (и другие библейские авторы) знал, насколько важно, как христиане строят церковь и как они выполняют работу церкви.
• Здесь, в 3:10, Павел говорит, что работает, как мудрый строитель, и велит нам следить за тем, как мы строим.
• В Кол. 4:6 Павел говорит: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Мы видим, что опять подчёркивается важность того, «как» проповедовать евангелие.
• Согласно 2 Тим. 2:24–26, своих противников мы должны наставлять «с кротостью».
• В 1 Пет. 3:15 читаем, что мы должны быть «всегда готовы всякому, требующему у [нас] отчёта в [нашем] уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».
• Еф. 4:15 нам велит «возглашать истину с любовью» (Современный Перевод).
• Павел везде проповедовал по-разному. Например, к своему выступлению перед жителями Афин (Деян. 17) он подошёл иначе, чем к своему слову наставления в синагоге Антиохии Писидийской (Деян. 13).
Мы должны принять обе эти идеи: взращивает Бог и сила в евангелии. Но в то же время Бог хочет, чтобы для распространения Слова, обращения душ и строительства церкви мы использовали самые лучшие методы, какие только возможно.
Как строить умело?
В нашем тексте Павел не конкретизирует, что значит строить умело. Однако позже, в 1 Кор. 9:19–22, он даёт указания, как строить церковь результативно:
«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых».
Методы Павла кратко выражены в его словах: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых».
1. «Для всех я сделался всем» (9:22). Павел устанавливал личный контакт с людьми. Разумеется, он не участвовал с другими в их греховных делах и не собирался поступаться евангельской истиной в угоду иудеям или грекам. Когда дело касалось того или иного евангельского принципа, Павел решительно отстаивал истину, кто бы ни был его оппонентом. Он даже укорял Петра за его непоследовательное и нехристианское поведение (Гал. 2:11–14). Он возражал тем, кто говорил, что язычники, чтобы спастись, должны совершить обрезание (Деян. 15:1, 2; см. Гал. 2:1–5), и делал внушение галатам за то, что они оставили истину евангелия и перешли «к иному благовествованию» (Гал. 1:6–9). Тем не менее, в пределах возможного он знакомился с людьми там, где они были, искал и находил с ними общий язык и излагал евангелие понятными им словами.
Он говорил: «Для иудеев я был как иудей» (9:20) и «для подзаконных был как подзаконный» (9:20). Павел никогда не отрицал своё иудейское наследие и часто говорил о нём, когда беседовал с иудеями (см. Деян. 22:3; 26:4; 28:17). Всякий раз, когда он приходил в какой-либо город благовествовать, первым делом он искал аудиторию с иудеями и, по возможности, проповедовал в синагогах. Очевидно, он соблюдал иудейские традиции, когда это служило пользе дела.
Он также говорил: «Для чуждых закона — как чуждый закона» (9:21). Павел был специально поставлен апостолом для язычников (Деян. 9:15, 16; 22:21; 26:17, 18; Гал. 1:16; 2:1–10). Божью весть он излагал им таким образом, чтобы это помогло им положительно отреагировать на неё. Когда в Ликаонии люди попытались совершить поклонение в честь него и Варнавы, Павел призвал их обратиться от идолов к служению одному истинному Богу, «Богу живому, Который сотворил небо и землю» (Деян. 14:14–18). Это было понятно людям. Павел с готовностью общался с язычниками, что многие его соотечественники отказывались делать. Например, он ел в доме филиппийского темничного стража (Деян. 16:34). Он благовествовал не только в иудейских синагогах, но и в тех местах, где находились язычники, — на торговой площади, в ареопаге, в училище и в их домах (Деян. 17:17, 22; 18:7, 8).
Но перед кем бы ни выступал Павел, были то иудеи или язычники, он никогда не изменял суть вести. Разным был только подход к её изложению, чтобы достучаться до сердец тех, к кому он обращался.
2. «По крайней мере» («любыми способами»; Российское Библейское Общество; 9:22). Второй аспект миссионерского метода Павла состоял в том, что он пользовался «любыми способами». Он проповедовал и учил по-разному и в разных местах, приспосабливая свою весть к своим слушателям, как только мог. Он писал письма, провозглашал евангелие «всенародно и по домам» (Деян. 20:20). Он обращался к большим группам на рыночных площадях, в школах и синагогах, учил индивидуально, в домах людей. Даже в период преследования он использовал всякую возможность проповедовать евангелие (Деян. 16:22–33; 26:27; Фил. 1:12, 13).
3. «Спасти… некоторых» (9:22). Третий аспект метода Павла состоял в том, что все его действия имели одну цель — «спасти некоторых». Христиане, работающие для Господа, должны помнить, что их цель — спасать души! Но нужно осознавать — как осознавал Павел, — что, хотя нам бы хотелось спасти «всех», спасены будут только «некоторые». Высказывание Павла интересно: он хотел быть всем для всех, чтобы всеми возможными способами спасти некоторых. Павлу очень бы хотелось спасти всех, но он знал, что лишь некоторые позитивно воспримут проповеданную им весть. Многие приняли её (см. Деян. 18:8), но многие и отвергли. Павел прекрасно осознавал, что если бы он не проповедовал так самоотверженно и не делал ту работу, которую поручил ему Бог, то даже те «некоторые» не спаслись бы.
А мы следуем примеру Павла? Мы должны видеть нужду, осознавать свою задачу и признавать, что наше дело, как и у Павла, — проповедовать евангелие так, чтобы люди могли спастись.
Если к этому делу мы отнесёмся серьёзно, то начнём спрашивать себя: «Как мне лучше работать, чтобы достучаться до сердец, идущих к погибели?» Не все люди восприимчивы к евангелию, но некоторые способны его воспринять. Сделали ли мы всё возможное, чтобы их сердца открылись? Не попробовать ли какие-нибудь новые, ещё не использованные методы, позволяющие благовествовать большему числу людей, желающих спастись? Община могла бы проводить библейские занятия для детей по будням, а не только в воскресенье. Христиане могли бы вести радио или телепередачу по местным каналам телерадиовещания или проводить специальные мероприятия — «День друга», «Школу выходного дня» или цикл лекций на тему евангелия.
СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
В-третьих, чтобы построить крепкое здание, нужно использовать самые лучшие материалы, какие только возможно. Строитель, использующий некачественные материалы, не может рассчитывать, что его дом простоит долго. Церковь тоже нужно строить из добротных материалов. Павел говорил и о материалах, из которых строится церковь, храм Божий:
«Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня» (3:12–15).
Павел пишет о двух разновидностях строительных материалов — дорогих (золото, серебро, драгоценные камни) и некачественных (дерево, сено, солома). Эти разные материалы символизируют разные типы христиан, а огонь, который проверяет их на прочность, это пламя испытаний и гонений. Когда придут испытания или наступят гонения, некоторые христиане останутся верными. Таких символизируют дорогие материалы. Другие в аналогичных обстоятельствах отпадут. Они представлены материалами некачественными; они сгорят. Но даже если это и произойдёт, проповедник или учитель всё равно получат свою награду, так как спасение учителя не зависит от того, останутся ли его ученики верными.
Павел не говорит, что мы должны выбирать только лучшие материалы для нашего строительства. Мы должны стараться обращать всяких людей. Павел учит практически тому же, чему учил Иисус в притче о сеятеле. Иисус не говорил, что семя мы должны сеять только в плодородную почву; просто Он проиллюстрировал, что, когда мы будем сеять семя везде, наши слушатели будут воспринимать его по-разному. Некоторые с большей вероятностью останутся верными, некоторые — с меньшей, но никогда нельзя пренебрегать возможностью открыть сердца тех, кого нам представляется случай учить. Мы должны сеять семя повсюду, веря, что если мы будем это делать неустанно, то Слово прорастёт в добрых и честных сердцах.
ОЖИДАНИЕ НАГРАДЫ
По завершении строительства строитель может рассчитывать на награду. Если его нанимали построить дом, то его работа будет оплачена. Если он строит что-то для себя, то получает удовлетворение от мысли об успешном завершении начатого дела. Так же и мы, строя церковь, можем ожидать, что получим награду. Павел говорит:
«У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня» (3:14, 15).
Какой награды должны мы ожидать? Мы можем рассчитывать на духовный и численный рост церкви. Используя другую метафору Павла из этой главы, можно сказать, что после сева естественно надеяться на добрую жатву. Другая наша награда — и, похоже, именно это Павел имеет в виду — это награда на небесах. Даже если наша работа для Господа не даст результата (если обращённые нами отпадут или если церковь, которую мы строили, зачахнет и умрёт), мы всё равно получим свою небесную награду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После всего сказанного нужно отметить, что идёт далее: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (3:16, 17). «Разорить храм Божий» — значит разрушить церковь. Нам нужно заниматься строительством, а не разрушением. Разрушить общину может каждый, но чтобы построить церковь, нужен мудрый, искусный строитель, Давайте будем такими строителями!
👉🏻 Экскурсии, туры и отдых по всей России, Абхазии и Беларуси (Реклама. ООО «Мультитур.ру». ИНН 7707818467)