Мы правильно произносим различные звуки как изолирован- но, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Звук представляет собой сложный комплекс таких кинем, которые легко разъединя- ются и слагаются в новые единства, так что из их комбинации может получиться отсутствующий в усваиваемом русском языке звук.
Выработка той или иной кинемы открывает возможность к усвоению всех звуков, которые не могли быть произнесены ребенком из-за ее отсутствия.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.
Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъзычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы за- канчивается передняя часть языка, и боковые края передней и ередней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.
Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках с, 3, ч), подниматься за верхние зубы (при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с,з,ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (при звуках ш, ж, щ).
Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положення кончика языка: а) опущен за насне зубы - «Почистим зубы» .б) поднят вверх - «Маляр», «Грибок», «Гармошка». После того как каждое положение будет отработано, дается упражнение на переключение с одного положення языка на дру- гое - «Качели».
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу (при звуке й и мягких со- гласных). Для выработки подъема средней части спинки языка выполняют упражнение «Киска сердится». Детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (при звуке х). Для отработки этих движений служат упражнения «Пароход гудит», «Прятки».
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней по- верхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при звуках и, э, с, 3, ц, ш, ж, ч, щ, р); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуке л); язык может сужаться и боковые края его не будут касаться коренных зубов (о, у).
Таким образом, язык может быть: а) широким, рас- пластанным - для отработки этого положения служат упражнения «Вкусное варенье», «Наказать непослушный язык»; б) узким - суженно языка способствуют упражнения «Часики», когда дети при приоткрытом рте делают движения кончиком языка от одного угла рта к другому, и «Достань леденец»: детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца, при этом надо следить, чтобы губы были неподвижны.
В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке у), могут округ ляться (при звуке о), могут обнажать передние верхние и инж. ние зубы (при звуках и, с, 3, ц, л и др.), могут слегка выдвигаться вперед (при звуках ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках ф, в). Выработке подвижности губ способствуют упражнения «Кто лучше сделает дудочку?», «Губы круглые, как бублик», «Спрячем зубы».
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особено важно при образовании гласных звуков (см. упражнение «Кормление птенцов»).
Мягкое небо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки м, м', н, м'. Если мягкое нёбо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые зву ки (все звуки, кроме м, м', н, н'). Развитию подвижности мягкого неба способствуют упражнения типа «Подуть на одуванчики», «Ветер срывает листок» (покашлять при открытом рrе на листок, подвешенный на ниточке).
Итак, мы видим, что при образование различных звуков каж дый орган занимает определенное положение, в речи звук произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их - координирована.