Сколько я учился? Сколько ж я учился!!! Сколько я учился… Наверное, сотни дисциплин, если собрать их по ВУЗам и курсам. Но не припомню ни одного занятия по такому важнейшему предмету, как "Ведение дневника". Может у кого-то было, и он захочет поделиться, может быть…
Я читал дневники Чехова, Толстого, Достоевского, Шукшина – в познании их мудрости помогло, в познании себя – нет.
Казалось бы, так просто, взять лист бумаги и ручку, присесть в укромном месте... Но как-же капризно это пернатое существо, – мигом вспорхнет и улетит. Сидишь, как дурак, перед листом бумаги.
Тогда я стал делать иначе – без подготовки – внезапно хватаю листок, вырываю из блокнота, пишу (без знаков препинания, коряво, все равно пишу), - знаю, что пишу ерунду, но дописываю, пока не вылезут на свет мои чудики: утешенное тщеславие, нерастопленная обида, горькая зависть, и еще бог знает что…
Карандашная ли пометка в книге, исписанные ли странички дневника. Все собираешь из шаловливых букв, и рассуждаешь, что из них сотворить дальше, кого вести в хороводе, по берегу своего литературного текста, или под оркестр твоего дарования все соберутся на дворцовый бал… Как знать!
Два прелюбопытных наблюдения
Первое из романа Танидзаки, где дневник – это джунгли, из которых не выбраться. Где дневник посвящен не раскрытию своей души, а раскопкам в мрачных глубинах другой.
И второе наблюдение - из книжки Кэтлин Адамс, где все наоборот – дневник - самоанализ и путь к свету в тоннеле твоего дремучего внутреннего существования.
Из дневника - роман…
…И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей,
Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье.
( Николай Гумилев)
Роман «Ключ» японского писателя Дзюнъитиро Танидзаки. В этом романе (действие которого разворачивается в Киото) два дневника – два человека - два голоса, мужа и жены, – любят друг друга, пытаются что-то сказать друг другу, узнать о том, читаемы ли их дневники.
Мучение. Искушение. Противоборство. Западня. Смерть.
Их дневники - это мозаика чувств, раскадровка настроений, символичный Вавилон взаимоотношений мужчины и женщины.
Их дневниковая эпопея не выводит к свету. И персонажи, и читатель все больше отчаиваются и запутываются.
«Когда я умоляю позволить мне поцеловать ступни её ног, она не желает и слушать, говоря: "Какая пакость!", или: "Не смей ко мне прикасаться!"
Но верно и другое:
«Когда знаешь всё доподлинно, никакой радости не ощущаешь».
Поэтому автор с готовностью ныряет в эту мутную пучину своих размышлений о мыслях и чувствах героев.
Из дневника – книга по саморазвитию…
Мне нравится, что можно быть смешной
Распущенной-и не играть словами…
(Марина Цветаева)
Кэтлин Адамс – это «дневниковый терапевт», если можно так выразиться. По личным записям людей она определяет, какую роль тот или иной дневник исполнил в их жизни или мог бы исполнить, если бы человек вел его иначе.
И вот этот случай. Кэтлин Адамс «Дневник как путь к себе».
Конечно, история вопроса старинной шелковой нитью вьется аж с X века, где придворные дамы японского императорского двора эпохи Хэйан писали размышления о жизни и любви в «книгах ко сну».
Кэтлин персонифицирует дневник (оживляет его на глазах, как реаниматолог), она позиционирует дневник как «инструмент психического здоровья», как психотерапевта: «Мой психотерапевт принимает все это без комментариев и осуждений. Самое замечательное то, что он ведет записи о нашей совместной работе. Таким образом, у меня на книжной полке стоит хронология всей моей жизни: любовь, боль, победы, раны, личностный рост и перемены. …Мой психотерапевт не берет платы за свой труд. Потому что это просто мой личный дневник – перекидной блокнотик…»
Правда, я сразу догадался, что конкретных психологических практик и упражнений мне не найти, но я читаю автора, 30 лет ведущего свой дневник, и зарабатывающего на том как вести другим, а значит я тоже, как она «могу рассказывать своему психотерапевту о чем угодно. Он благосклонно принимает мои мрачные тайны, безумные фантазии и заветные мечты, причем в любой форме. Можно вопить, хныкать, метаться, стенать, злиться, ликовать, быть в бешенстве, веселиться».
Кэтлин потрясающа в своем самовыражении: «Мне не страшно быть с ним (дневником-прим.автора) смешной, лживой, замкнутой, разоблачающей, язвительной, беспомощной, блестящей, сентиментальной, жестокой, мудрой, воодушевленной, самоуверенной, грубой».
Да кто из нас не начинал дневник??? Но вот во что он превратился потом и в кого превратились мы?