Найти тему
Субъективный путеводитель

Чильпык. Зороастрийская башня молчания в Узбекистане.

В 30 километрах недоезжая Нукуса, спустившись с невысоких гор Султан-Уиздага в какой-то момент видишь левее трассы нечто, похожее на потухший вулкан:

От трассы дотуда ещё 2-3 километра, а на повороте мне повстречался ишак - этот вечный знаток Туркестана:

-2

Трасса и силуэт Султан-Уиздага на горизонте:

Чильпык не похож на крепость - это ни что иное, как дахма, и не в современном смысле слова (сейчас так называют любую могилу на высоком подиуме), а в изначальном - зороастрийская Башня Молчания:

-4

Ведь в зороастризме, который был в основном религией довольно рациональной, в одном месте коса таки нашла на камень: мёртвое тело в этой вере считается нечистым, а стихии, в том числе земля и огонь - священными, значит покойника нельзя ни сжечь, ни похоронить. Поэтому зороастрийцы строили огромные Башни Молчания, куда сносили умерших на съедение птицам и зверям, после чего собирали их кости в глиняные ларцы-оссуарии. Где-то, впрочем, слышал, что тут была одна каста, занимавшаяся жутчайшим трудом - они извлекали кости из плоти с минимальным разрушением последней, после чего тело без костей везли на дахму. Кости складывали в оссуарии - глиняные гробики, самую распространённую находку доисламской Средней Азии.

-5

В тот день, как на удачу, затянуло небо и поднялся пыльный ветер - поэтому Башня Молчания выглядела зловеще:

-6

Высота холма - около 40 метров, диаметр дахмы - 65-75 метров, что почти стандартный размер для этих сооружений, в немало количестве уцелевших в Иране. Мусульмане не стали разрушать Чильпык, а приспособили под смотровую башню и даже укрепили:

-7

Когда-то неотъемлемой частью чильпыкского пейзажа были гологоловые грифы и конечно трупный смрад, но сейчас тут свежий ветер и... знают ли жители больших городов, что серый голубь может чистым до блеска? Я вот не знал.

Вход на дахму:

Интересно, для чего одинокий "клык" напротив ворот? Ведь это явно остаток какой-то постройки, может быть пилон других ворот или очаг священного огня? Вдали видна Амударья и натуральный лес (!) в её пойме:

-10

Площадка. Когда-то тут лежали мертвецы, хлопали крыльями грифы, шакалы перетягивали длинные куски плоти и угрюмый служитель культа следил, чтобы зверьё не утащило чьих-то костей за пределы дахмы.

-11

А вот бойницы появились явно уже при мусульманах:

Посредине странные рыжие камни - глиняная дахма как бы "надета" на острую скалу-останец. И знаки на камнях, хорошо заметные даже на фото - действительно петроглифы разных лет от прошлой эры до 17 века.

-13

Напоследок полюбуемся с Чильпыка окружающей равниной - смотровая башня из него действительно что надо. Посмотрим на восток и пойдём по часовой стрелке, то есть каждый следующий вид правее предыдущего.

На востоке - пруд ближайшего кишлака, трасса, железная дорога со станцией Койбак и вдали ещё одно городище, заметно на Чильпык похожее:

Султануиздаг, гигантские излучины Амударьи и советские оросительные каналы:

-16

Пойма с рощами, плавнями и островами. Здесь Аму ещё меньше, чем под Хазараспом:

-17

А граница в который раз проходит не по реке, а в 7 километрах от берега. Возможно, вот она? В любом случае на заднем плане тут Туркмения, древняя и красивая, но самая закрытая в мире страна.

С другой стороны те же каналы, одинокая сопка и невесть откуда вылезший солончак:

-19

Взгляд из бойницы:

-20

А на трассе у Нукуса лежит самолёт. Зачем, с каких пор, для чего? Ахриман его знает... Такой вот это край - Хорезм.