Найти тему
Кирилл Четин

Турция соривнуется с ЕС

Отношения Турции и Евросоюза продолжают портиться, и перспективы вступления Анкары в состав содружества становятся все призрачнее. Стороны уже открыто демонстрируют откровенную неприязнь друг к другу, между лидерами ЕС и президентом Турции периодически возникают публичные перепалки, и Анкара, судя по всему, уже не считается с мнением Брюсселя по тем или иным вопросам. Этот процесс начался еще четыре года назад, причем, как казалось тогда, с позитивного события для обеих сторон.

Высокий старт

Когда в 2016 году Евросоюз отчаянно пытался разрешить миграционный кризис, он обратился к Турции. Стороны заключили договор о приеме беженцев, высланных из европейских стран, Турция взяла на себя обязательства сдерживать нелегальную миграцию.

В обмен Анкаре были обещаны средства для помощи в содержании беженцев (€6 млрд), безвизовый режим при выполнении ряда условий и активация переговоров по одному из критериев вступления Турции в ЕС — наличию достаточных финансовых ресурсов.

Уже через месяц канцлер Германии Ангела Меркель и занимавший на тот момент пост главы Европейского совета Дональд Туск посетили лагерь для сирийских беженцев в турецкой провинции Газиантеп. СМИ публиковали фотографии европейских политиков с детьми беженцев, а также их теплый прием в Турции. На пресс-конференции Меркель и Туск заявляли о резком сокращении потока нелегальных мигрантов и о том, что Анкара показала наилучший пример заботы о нуждах мигрантов.

В Берлин канцлер Германии возвращалась с облегчением — «политика открытых дверей», которую она пропагандировала, уже вызвала раскол внутри ЕС, рост националистических настроений и укрепление позиций правых политиков-евроскептиков.

Турция продолжила выполнять исправно свою часть договора: уже в 2016-м поток мигрантов резко пошел на спад и продолжил снижаться, в 2015 году с турецких берегов в Европу прибыли 860 тыс. нелегалов, а вот за первую половину 2019 года — всего 11 тыс. Одной из причин этого тренда и стало заключение соглашения между ЕС и Турцией.

Поначалу не возникало проблем и с выплатами Евросоюза, а вот выполнение других обязательства не продвинулось, правда, формально придраться Анкаре было не к чему — визовые послабления завязаны на выполнении Турцией ряда условий.

В 2017 году Евросоюз заявил, что политика турецкого руководства нарушает копенгагенские критерии, необходимые для членства в ЕС, а в 2018-м Совет ЕС сообщил, что «Турция все больше отдаляется от Европейского союза». В Анкаре нарастало раздражение. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и другие члены правительства перешли к угрозам прекратить выполнение значимого для ЕС соглашения.

В марте этого года Эрдоган, сославшись на задержки в выплатах со стороны ЕС и на новый поток сирийских беженцев, с которыми Анкара не может справиться после наступления Башара Асада на последние анклавы противников, принял решение не препятствовать проходу нелегальных мигрантов в Европу. Границы были открыты, беженцы хлынули в Европу, Евросоюз утверждал, что соблюдает все свои обязательства и призывал Анкару к тому же.

Брюссель теряет влияние на Турцию

Раздражение Турции привело к тому, что она перестала считаться с мнением Евросоюза, особенно в вопросах, касающихся ее интересов. В октябре Анкара начала военную операцию на севере Сирии, не получив на это одобрения своих союзников по НАТО, после чего президент Франции Эммануэль Макрон заявил о «смерти мозга» альянса.

«Президент Франции, господин Макрон, я говорю вам в Турции, и я скажу в НАТО: сначала проверьте вашу собственную голову на предмет смерти мозга», — заявлял тогда Эрдоган.

В МИД Франции слова турецкого лидера расценили как оскорбление, в министерство был также вызван посол Турции.

Вскоре Анкара вмешалась и во внутриливийский конфликт, где разворачивается противостояние между правительством национального согласия (ПНС) во главе с Файезом Сарраджем и Ливийской национальной армией (ЛНА) во главе с Халифой Хафтаром.

В конце прошлого года Турция и ПНС утвердили подписанный в ноябре меморандум о военном сотрудничестве и о взаимопонимании по им зонам.