Найти тему
Сокровища барахолки

Счастливая дачная жизнь на примере участка Тоси из «Москва слезам не верит»

Из трёх девушек, приехавших покорять Москву, Тося мне наиболее симпатична. Эта милая, рассудительная скромница знает, чего хочет: получить специальность, выйти замуж, родить детей. У неё твёрдые моральные принципы. Воспитание правильное.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

С родителями жениха Тося знакомится на даче. С улыбкой всегда пересматриваю эту сцену - вспоминаю, как мы получили в садоводстве свои 6 соток.

Нам ещё повезло - в садоводстве другого предприятия получили всего по 4 сотки. Такие крошечные участки давали, чтобы люди могли вырастить на земле овощи и фрукты для семьи.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

Несмотря на то, что участки были маленькие, помещалось всё - небольшой домик, пять яблонь, кусты смородины и грядки.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

Дом можно было строить только одноэтажный, но люди выходили из положения как могли - пристраивали веранды, оборудовали комнатки под крышей.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

Стройматериалы "доставали" по блату, но препятствием это не было. У кого что было, тот из того и строил.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

Как и в фильме "Москва слезам не верит", мы получили участок без водопровода и электричества - их провели намного позже. Так же сажали тоненькие прутики-саженцы и таскали воду для полива из небольшого болотца рядом.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

Людмила, которая приезжает "на дачу" в модном наряде, не представляет, что за "отдых" на своём клочке земли. Бесконечная работа - вот что такое собственный огород.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

И самое интересное, то, чего никогда не смогут понять иностранцы - такой труд всегда в радость. Дача - это и фитнес-клуб, и солярий, и школа жизни.

Мало вырастить всё - надо ещё и сохранить. Во второй серии, уже в благоустроенном, уютном домике Антонина и Катя занимаются заготовками.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

Сколько же труда и мастерства надо, чтобы переработать всё выросшее богатство! Из рук в руки передавали удачные рецепты заготовок. В банки закручивали всё - овощи и ягоды, грибы из соседнего лесочка и щавель, выросший на соседнем лугу.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

Помню, бабушка с напускной скромностью говорила соседке: " Совсем мало в этом году клубники! Только двадцать баллонов закатали!" Баллоном в наших краях называли 3-х литровую банку. Похоже, что и на участке труженицы Тоси урожай отменный. Чтобы вырастить такую капусту, нужно приложить немало стараний.

В фильме есть кадры, где Николай с родителями обедают, сидя за дощатым самодельным столом - прямо на улице по летнему времени. У нас тоже был стол, который выносили под раскидистую яблоню в апреле - а убирали поздно осенью.

Самая простая еда была там особенно вкусной. Взрослые и по рюмочке пропускали за обедом - выходной же. А после обеда обязательно ставили на стол самовар, который растапливали сосновыми шишками.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

Тот самовар, который в фильме приносит Тося, не такой большой, как наш, но чай из него, конечно, замечательный.

Веранда дачного домика из фильма почти такая же, какая была и у нас - крашеные белой краской рамы с чисто вымытыми стёклами, цветастые занавески, уют и творческий беспорядок.

Здесь собирались всей семьёй в дождливую погоду, играли в лото, в домино, а то и в подкидного дурака. Принимали гостей, а если те оставались на ночь - ставили тут же раскладушки. И помещались все.

Во второй серии там же, на старой даче, опять собираются все. Так же, за столом, накрытым в саду.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

Многое изменилось - разрослись деревья, домик достроен, покрашен в приятный зелёный цвет и украшен белыми наличниками.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

Но героини, конечно, помнят, как всё начиналось. Как они были молодыми девчонками и приехали сюда в первый раз.

Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.
Кадр из х/ф «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, 1979 год.

Тогда на месте грядок были высокие травы, где так хорошо было лежать на подстеленном одеяле, с венком из полевых цветов на голове. И мечтать о будущем.