Найти тему

Музыка и мозг

Музыка — это сочетание множества разных компонентов, которые обрабатываются различными структурами мозга: одной конкретной области для восприятия и оценки музыки в мозге нет. Интересно исследовать, как разнообразные зоны активируются во время прослушивания музыки и с какими процессами они связаны, а также как можно использовать музыку для управления настроением, лечения психиатрических заболеваний или реабилитации людей после инсульта.

Музыка и система вознаграждения мозга

За эмоции от прослушивания музыки отвечают другие зоны. Канадские ученые Блад и Заторре провели исследование о том, что происходит в мозге, когда от музыки у нас бегут мурашки по коже — обычно такая реакция связана с каким-то конкретным местом в композиции. Она индивидуальна: на каждого человека так действует разная музыка, разные фрагменты произведений.

Блад и Заторре выстроили хитроумную стратегию исследования. Они изучали, какие процессы протекают в мозге, когда возникает такая реакция. Ученые использовали одно и то же произведение, чтобы вызвать мурашки у одних испытуемых, а как контрольный, нейтральный стимул — для других. Испытуемые сообщали исследователям о своих эмоциях после прослушивания. Далее исследователи сравнивали паттерны активности мозга при разных реакциях на музыку.

Оказалось, что мурашки от музыки связаны с такими зонами, как миндалина, островковая доля и таламус, которые отвечают за удовольствие и реагируют и на другое поведение, связанное с системами вознаграждения, — например, пищевое или половое. Это что-то вроде особой схемы, которая работает в режиме «секс, наркотики, рок-н-ролл».

Почему мы любим слушать музыку

Мозг — это очень хороший прогностический механизм. Он должен постоянно предсказывать развитие событий, потому что это даёт нам возможность подготовиться к их последствиям. Это важная для эволюции способность — умение подготовиться, адаптироваться к тому, что может с нами случиться.

Почему мы получаем удовольствие от музыки? Для выживания она бесполезна, но есть теория, согласно которой музыка — это тренажерный зал для мозга. Музыка очень сложно структурирована, и это позволяет нашим прогностическим механизмам делать предположения о том, как она будет развиваться, куда повернет мелодия, насколько она нас удивит. Мы можем формировать ожидания на разных уровнях. Конечно, в случае с музыкой мы делаем это не для выживания, но, согласно этой теории, нам от природы интересно предсказывать развитие событий, мы ничего не можем с этим поделать. Музыка — прекрасная возможность потренироваться в таких предсказаниях. Кроме того, нам нравится угадывать и отчасти из-за этого — слушать музыку.

На разных этапах построения и оценки догадок о содержании музыкального произведения активны разные зоны мозга. Одни участки активируются, когда мы пытаемся предугадать развитие музыки. А когда мы оцениваем точность своих догадок, срабатывают системы вознаграждения, и мы испытываем наслаждение.

Нарушения восприятия музыки после инсульта

Если смотреть, как нарушается восприятие музыки при повреждениях мозга, в основном после инсульта, то складывается сложная картина. Даже если говорить только о восприятии музыки, обработка тембра, высоты звука, ритма, гармонии связана с разными зонами мозга.

У пациентов страдают разные способности в зависимости от того, где именно мозг был поврежден. Некоторые люди теряют способность воспринимать в музыке тембр, то есть они не могут отличить, например, трубу от флейты. Но во всех остальных аспектах их музыкальное восприятие остаётся хорошим: они по-прежнему воспринимают и узнают знакомые мелодии. Бывают люди, у которых есть проблемы с восприятием ритма, но не высоты тона — или наоборот.

Удовольствие при амузии

Казалось бы, если вы не можете воспринимать музыку так, как это было задумано композитором, вы не сможете ее оценить, ощутить эмоции. Но люди с врожденной амузией— проблемами с восприятием музыки — в некоторых случаях могут ею наслаждаться.

Итак, есть люди, которые не могут отличить одну мелодию от другой — по крайней мере, у них есть сложности с прохождением стандартных музыкальных тестов — и которым поразительно сложно воспринимать музыку. Логично предположить: если для амузиков музыка звучит как шум, она не вызывает у них интереса. Но оказалось, что это не так. Мы спрашивали людей с врожденной амузией, как и по каким причинам они используют музыку в повседневной жизни. Около трети респондентов используют ее в повседневной жизни столько же, сколько обычные люди, и по тем же психологическим причинам. Это показывает, что восприятие и оценка не всегда тесно связаны, и это очень интересные данные.