Умение читать — базовый навык. Поэтому педагог, обучающий чтению, не останется без работы. В статье мы собрали главные методики обучения детей чтению, раскрыли их плюсы и минусы и разобрались, какие материалы потребуются для работы.
Фонетический метод
Фонетический метод — это классика. По нему учат читать в школе, поэтому ребенок быстро поймет, что к чему и с самого начала будет читать уверенно.
В основе методики — обучение сочетать звуки в слоги, читать цельно.
Из минусов: методика не подходит для детей 3-4 лет. Малыши неусидчивы, а занятия потребуют много времени. Кроме того, на занятиях нет элементов игры, поэтому ребенка сложно увлечь .
Какие материалы потребуются
Классическое обучение чтению сложно представить без азбуки или букваря. Поэтому первым делом выберите красочную книгу.
В изобилии букварей и азбук легко потеряться. Чтобы выбрать подходящую книгу, почитайте отзывы в интернете или спросите совета у старших коллег. Сегодня дети без восторга реагируют на печатные книги, поэтому неправильно подобранный букварь может стать причиной плохих результатов ученика.
Также для обучения чтению потребуются карточки с буквами и слогами. Карточки — расходный материал, поэтому будьте готовы менять их часто или заламинировать заготовки.
Кубики Зайцева
На кубиках изображены сочетания букв: слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака. Преимущество методики в том, что в ней задействованы ассоциации. Железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках расположены твердые гласные, на маленьких — мягкие. Методика подходит для детей от двух лет.
Из минусов — методика учит воспринимать слова неправильно с точки зрения русского языка. Ребенок будет видеть в составе слова склады, а не слоги, как учат в школе
Слово «Тигр» по складам
Слово «Тигр» по слогам
Ти-г-р
Тигр
С морфемным разбором слов тоже могут возникнуть сложности. Дети привыкают к неделимости склада, поэтому часто не могут правильно выделить корень слова.
Слово «везу» по методике Зайцева распадается на два склада: «ве» и «зу». Чтобы увидеть корень «вез», ребенку нужно отделить от склада букву «з», чему его не учили.
Какие материалы потребуются
Для обучения чтению по методике Зайцева нужны только специальные кубики. Их можно сделать своими руками по шаблонам из интернета. Второй вариант — купить заготовки и вручную склеить кубики. Самый дорогой вариант — приобрести заранее собранный набор.
Карточки Домана
Методика отличается тем, что учит ребенка воспринимать слово целиком, а не по словам или складам. Родители или педагог показывают карточку со словом и одновременно озвучивают его. Так ребенок запоминает и написание, и произношение слова.
Автор методики считает, что обучение можно начать с пеленок, постепенно увеличивая количество показываемых слов.
Из минусов — привыкание ребенка к внешнему виду слова: шрифту, цвету букв. Это помешает ему прочитать то же слово, но написанное иначе. Поэтому рекомендуют время от времени менять карточки: писать слова другим шрифтом и цветом.
Какие материалы потребуются
Главное для этой методики — карточки со словами. Их можно распечатать дома или в копицентре. Карточки лучше постоянно менять и добавлять новые слова.
В магазине можно купить готовые наборы красочных карточек. Обычно в одном наборе карточки разделены по темам: животные, транспорт, овощи, фрукты. Плюс набора в том, что благодаря иллюстрациям, ребенок видит не просто слово, а яркую картинку, которая помогает запоминать новое.
Меню одной из игр на основе карточек Домана. В демо-версии нет доступа к словам. Можно изучать только числа, цвета и фигуры. Полная версия платная.
Разработчики превратили карточки Домана в развивающую онлайн-игру для детей. В игре около 1000 карточек. Игра запоминает, какие карточки уже были изучены, и предлагает новые наборы, когда старый материал успешно освоен.
В игре карточки сменяют друг друга в течение 3 секунд. Ребенок не только видит слово, но и слышит, как оно произносится.
Методика Марии Монтессори
По этой методике дети сначала учатся писать, а потом читать. Все начинается со штрихования рисунков. Так рука привыкает к свободным движениям. Затем с помощью шероховатых букв, ребенок изучает алфавит. Тактильные ощущения помогают лучше запомнить буквы. Из первых изученных букв можно складывать слова, а потом прописывать их на песке.
Благодаря этой методике дети учатся читать сразу целыми словами, тренируют навык чтения «про себя».
Специалисты считают, что такая методика не рассчитана на работу с одним ребенком, по ней лучше заниматься в группах.
Главный недостаток методики Монтессори — дороговизна.
Какие материалы потребуются
Для обучения по методике Монтессори потребуется, как минимум, набор шероховых букв. Как максимум — еще песок и поднос для письма, подвижный алфавит. Причем материалы непросто найти в обычных интернет-магазинах.
Словолодочки
Обучение проходит поэтапно: сначала усвоение букв и звуков, потом отработка их слияния в слоги, затем тренировка чтения по словолодочкам. Самостоятельный этап методики — тренировка понимания прочитанного с первого раза.
Обучение чтению по «Словолодочкам» захватывает ребенка. Звук — это объемная капелька. Слоги — лодочка под управлением согласного капитана, который везет прекрасную певунью гласную. Благодаря сказочным ассоциациям чтение становится увлекательной игрой, в которой постоянно появляются новые герои и совершаются удивительные открытия.
Какие материалы потребуются
Для обучения по методике «Словолодочки» потребуется алфавит с капельками, слоговая таблица с лодочками и наборы слов разной структуры, разделенных на лодочки и капельки.
Педагоги и родители, которые проходят обучение по методике «Словолодочки», получают комплект материалов для работы.