Найти тему

Обучение детей чтению: какую методику выбрать?

Оглавление

Умение читать — базовый навык. Поэтому педагог, обучающий чтению, не останется без работы. В статье мы собрали главные методики обучения детей чтению, раскрыли их плюсы и минусы и разобрались, какие материалы потребуются для работы.

Фонетический метод

Фонетический метод — это классика. По нему учат читать в школе, поэтому ребенок быстро поймет, что к чему и с самого начала будет читать уверенно.

В основе методики — обучение сочетать звуки в слоги, читать цельно.

Из минусов: методика не подходит для детей 3-4 лет. Малыши неусидчивы, а занятия потребуют много времени. Кроме того, на занятиях нет элементов игры, поэтому ребенка сложно увлечь .

Какие материалы потребуются

Классическое обучение чтению сложно представить без азбуки или букваря. Поэтому первым делом выберите красочную книгу.

В изобилии букварей и азбук легко потеряться. Чтобы выбрать подходящую книгу, почитайте отзывы в интернете или спросите совета у старших коллег. Сегодня дети без восторга реагируют на печатные книги, поэтому неправильно подобранный букварь может стать причиной плохих результатов ученика.

-2

Также для обучения чтению потребуются карточки с буквами и слогами. Карточки — расходный материал, поэтому будьте готовы менять их часто или заламинировать заготовки.

Кубики Зайцева

На кубиках изображены сочетания букв: слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака. Преимущество методики в том, что в ней задействованы ассоциации. Железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках расположены твердые гласные, на маленьких — мягкие. Методика подходит для детей от двух лет.

Из минусов — методика учит воспринимать слова неправильно с точки зрения русского языка. Ребенок будет видеть в составе слова склады, а не слоги, как учат в школе

Слово «Тигр» по складам

Слово «Тигр» по слогам

Ти-г-р

Тигр

С морфемным разбором слов тоже могут возникнуть сложности. Дети привыкают к неделимости склада, поэтому часто не могут правильно выделить корень слова.

Слово «везу» по методике Зайцева распадается на два склада: «ве» и «зу». Чтобы увидеть корень «вез», ребенку нужно отделить от склада букву «з», чему его не учили.

Какие материалы потребуются

-3

Для обучения чтению по методике Зайцева нужны только специальные кубики. Их можно сделать своими руками по шаблонам из интернета. Второй вариант — купить заготовки и вручную склеить кубики. Самый дорогой вариант — приобрести заранее собранный набор.

Карточки Домана

Методика отличается тем, что учит ребенка воспринимать слово целиком, а не по словам или складам. Родители или педагог показывают карточку со словом и одновременно озвучивают его. Так ребенок запоминает и написание, и произношение слова.

Автор методики считает, что обучение можно начать с пеленок, постепенно увеличивая количество показываемых слов.

Из минусов — привыкание ребенка к внешнему виду слова: шрифту, цвету букв. Это помешает ему прочитать то же слово, но написанное иначе. Поэтому рекомендуют время от времени менять карточки: писать слова другим шрифтом и цветом.

Какие материалы потребуются

-4

Главное для этой методики — карточки со словами. Их можно распечатать дома или в копицентре. Карточки лучше постоянно менять и добавлять новые слова.

В магазине можно купить готовые наборы красочных карточек. Обычно в одном наборе карточки разделены по темам: животные, транспорт, овощи, фрукты. Плюс набора в том, что благодаря иллюстрациям, ребенок видит не просто слово, а яркую картинку, которая помогает запоминать новое.

-5

Меню одной из игр на основе карточек Домана. В демо-версии нет доступа к словам. Можно изучать только числа, цвета и фигуры. Полная версия платная.

Разработчики превратили карточки Домана в развивающую онлайн-игру для детей. В игре около 1000 карточек. Игра запоминает, какие карточки уже были изучены, и предлагает новые наборы, когда старый материал успешно освоен.

-6

В игре карточки сменяют друг друга в течение 3 секунд. Ребенок не только видит слово, но и слышит, как оно произносится.

Методика Марии Монтессори

По этой методике дети сначала учатся писать, а потом читать. Все начинается со штрихования рисунков. Так рука привыкает к свободным движениям. Затем с помощью шероховатых букв, ребенок изучает алфавит. Тактильные ощущения помогают лучше запомнить буквы. Из первых изученных букв можно складывать слова, а потом прописывать их на песке.

Благодаря этой методике дети учатся читать сразу целыми словами, тренируют навык чтения «про себя».

Специалисты считают, что такая методика не рассчитана на работу с одним ребенком, по ней лучше заниматься в группах.

Главный недостаток методики Монтессори — дороговизна.

Какие материалы потребуются

-7

Для обучения по методике Монтессори потребуется, как минимум, набор шероховых букв. Как максимум — еще песок и поднос для письма, подвижный алфавит. Причем материалы непросто найти в обычных интернет-магазинах.

Словолодочки

Обучение проходит поэтапно: сначала усвоение букв и звуков, потом отработка их слияния в слоги, затем тренировка чтения по словолодочкам. Самостоятельный этап методики — тренировка понимания прочитанного с первого раза.

Обучение чтению по «Словолодочкам» захватывает ребенка. Звук — это объемная капелька. Слоги — лодочка под управлением согласного капитана, который везет прекрасную певунью гласную. Благодаря сказочным ассоциациям чтение становится увлекательной игрой, в которой постоянно появляются новые герои и совершаются удивительные открытия.

Какие материалы потребуются

-8

Для обучения по методике «Словолодочки» потребуется алфавит с капельками, слоговая таблица с лодочками и наборы слов разной структуры, разделенных на лодочки и капельки.

Педагоги и родители, которые проходят обучение по методике «Словолодочки», получают комплект материалов для работы.