...Три острова Южных Курил между собой удивительно непохожи. Итуруп напоминает Северный Сахалин, но только местами ещё суровее. Кунашир совсем уж отдалённо похож на Южный Сахалин, но только ещё изобильнее, теплее и японообразнее. Самое, пожалуй, точное слово для описания его природы - причудливый. В лесу или на побережье здесь очень часто не остаётся восклицаний, кроме как "Японский бог!".
Литораль Кунашира переполнена жизнью:
А на пёстрой карте морских промыслов Дальнего Востока гордость Кунашира - морские ежи. Здесь находится основной район их добычи в России, и собирать их в траве на мелководье немногим сложнее, чем грибы. Хотя и должен напомнить, что это противозаконно, и мы ежей не собирали, а так - сфотографировали с чужих рук. Икра морского ежа стоит несколько тысяч рублей за килограмм, и идёт в основном на экспорт в Японию. Кроме икры в ёжиках есть нечего, а в сентябре её там буквально несколько капель - ежовая путина начинается ближе к середине осени.
Но более всего на Кунашире впечатляет лес, в котором сложно не вспомнить "Принцессу Мононоке" Миядзаки или какие-нибудь аниме про средневековых самураев и ниндзя. И восемь демонов, пущенных в погоню за главным героем, конечно...
Здесь есть много растений, абсолютно обыденных в Стране Восходящего Солнца и почти уникальных в России. Например, криптомерии или японский клён, хотя они на Кунашире попадаются редко. Зато в изобилии тисовые леса (на кадре выше), дикая магнолия (в России растёт только здесь) или грандиозная ель Глена:
Или немногим менее гигантская берёза Максимовича. Всё это дополнено привычным по всей Сахалинской области бамбучником, и характерной для Курил иприткой - если на Итурупе она просто теоретически есть где-то там в лесу, то на Кунашире это уже вполне реальная опасность. Встречается она здесь в виде невысокой травы и тугих лиан. Лианами здешний лес вообще опутан, как паутиной:
А вот покатился я на грязи, уцепился за ствол... и одёрнул руку не столько от боли, сколько от удивления - из коры обильно торчали колючки! Это диморфант, или калапанакс, встречающийся от Итурупа до Кореи, но лично встретившийся (и неоднократно) только здесь.
Мхи, лишайники, древесные наросты...
Ками, кодамы, ёкаи...
Под ногами попадаются какие-то чуждые ягоды, которые мне лично даже не пришло бы в голову сорвать:
И грибы, в лесах Кунашира чрезвычайно разнообразные и обильные:
Вот у этих я забыл название, но в Японии они в цене:
А от этих явно ждёшь кого-то подвоха - вытянутся сейчас длинными щупальцами да утащат в потусторонний мир, где ходят демоны один чудней другого. Здесь понимаешь, что в японском искусстве не столько стиль иной, сколько сами пейзажи.
А хозяева этого леса - конечно, медведи. На Кунашире они не столь обильны, как на Итурупе, но Итуруп - место более рыбное, а потому считается, что кунаширские медведи - голоднее и злее. Встречи с косолапыми на Итурупе случаются чаще, однако последний случай нападения на человека (да и то без летального исхода) там был 3,5 года назад, на Кунашире же медведь загрыз туриста прошлой осенью (относительно нашей поездки). И вместе с тем даже просто медвежьи следы мы видели здесь лишь единожды..
Символом Кунашира вообще и Курильского заповедника в частности считается рыбный филин, крупнейший из ночных хищных птиц, и если вы вдруг увидите подвешенную на дерево выше человеческого роста бочку с вырезом на боку - знайте, что это сотрудники заповедника сделали дупло для пернатых гигантов.
Ну а мне животный мира Кунашира запомнился в первую очередь насекомыми:
Не мерзкий гнус, не опасные пчёлы и шершни, не клещи (они тут есть, но не заразные), а всяческие гусеницы, бабочки, жуки, цикады, все явно не из наших мест:
Особенно впечатляют цикады, похожие на тех самых японских демонов, которые в этих лесах точно есть, просто нам на глаза не показывались. В Японии цикада - такое же национальное существо, как журавль или летучая рыба. Там, говорят, их хор летними ночами перекрывает даже шум шоссе, но и здесь в густой листве я нашёл цикаду именно по звуку.