Нуар «часа ноль» с участием и музыкой Сергея Курёхина
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, мы уже не раз говорили о том, что ничего не берется из ничего, а у продолжительных культурных явлений должна быть некая преемственность, генеалогия, если угодно. Например, должен быть некий фильм, который четко бы обозначил переход от так называемого «советского нуара» (в его поздней форме, фильм 1988 года «Воры в законе») к российскому современному нуару («Арбитр» - фильм в 1992 года, снятый Иваном Охлобыстиным)
И такой «переходный» фильм имеется. Его можно даже назвать «лименальным отечественным нуаром». Это кинокартина 1991 года «Лох – победитель воды». Она и не советская, и не российская. Впрочем, продолжает привлекать внимание в силу нескольких обстоятельств.
Во-первых, это русский гений, символ российского постмодерна – Сергей Курёхин. Он исполняет главную роль в этом фильме. Хотя создатели ленты решили переозвучить картину, так как нашли голос Курёхина «не подобающим» для образа, созданного на экране. Так что не удивляйтесь – тембр заметно поменялся.
Вторых аспектом, который приковывает внимание к этой ленте, является её мрачная прозорливость. Многие в 1991 года жили ожиданием перемен к лучшему. Мол, вот ещё немножко, ещё чуть-чуть и мы заживем очень славно. Однако фильм предлагает нам типично нуарный пессимизм, которым проникнута как манера съемок, так и сам сюжет.
Если говорить о сюжете, то он не слишком мудрёный. Два друга создают компьютерный клуб, который снабжен «машинами», собранными собственными руками. Естественно, в какой-то момент появляются желающие взять клуб «под охрану», но не просто так, а за приличную сумму денег. Оной у друзей нет. Тогда одного жестко избивают, а второго и вовсе отправляют к праотцам. Собрав воедино знание по части технических новинок, выживший инженер Павел Гореликов решает мстить
Перефразируя одну знаменитую максиму, можно утверждать, что «Господь сотворил людей разными, но технический прогресс всех уравнял». Некоторые из приспособлений, созданных главным героем, по нынешним временам (в век сотовых телефонов и GPS-навигаторов) кажутся наивными и смешными. Хотя инженера Павла Горелкова и не планировали превратить в нечто вроде «Железного Человека» (это герой комиксов и фильмов с участием Дауни-младшего, если вы не знали)
Для нас больший интерес представляет метафоричность ленты. Не просто же так в ней появился Сергей Курёхин. Мы повсюду встречаем символы воды. Но это не метафора живительной влаги, а отсылка к предстоящему потопу. Ожидание героя будущего, «последней надежды страны» (как значится на многих мелькающих в фильме плакатах) оказывается тщетным
Потоп не оставит после себя ничего. «Культурный герой», увлеченный процессом мщения, который превратился в самоцель, сам становится олицетворением зла. Тем самым драконом, в которого превращается богатырь, победивший предыдущего дракона.
Даже есть четкий момент этой мрачной трансформации, когда «во имя высоких идеалов» Павел решает не спасать свою новую знакомую Валентину, которую зачисляет в «сопутствующие жертвы». И тёмное преображение закончилось. Уничтожив «мафию» главный герой сам становится оную.
Это подобно тому, как если отломить от магнита кусок, который соотносится с «минусом», то положительная часть тут же оный «минус» восстановит. К слову сказать, всё это весьма символично показано через книгу «Искусство быть счастливым», в которую свои подношения кладут предприниматели. Стремление к счастью как злой призрак
А ещё в фильме можно увидеть в крошечных эпизодах молодыми актёров, которые приобретут широкую известность лишь многие годы спустя. Например, бандита с большими усами, которого Павел «уничтожит» мощным электрическим разрядом, играл в то время известный лишь специалистам Андрей Краско
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»